Я б в дорожники пошёл – пусть меня научат. С чего начать, если вы решили освоить профессию дорожника

К дорожным рабочим отношение у населения неоднозначное. У многих сразу в голове всплывает образ загорелого мужика с оголённым торсом и лопатой, гребущего асфальт. Но, как и в любой отрасли, в дорожной тоже много профессий. И многие из них не связаны с тяжёлым трудом. Хотя с развитием технологий физические нагрузки становятся всё меньше, а скоро могут и вовсе исчезнуть.

Куда пойти учиться?

Надо сразу определиться – по душе больше работать с техникой или с расчётами. В первом случае, можно окончить любой техникум условно на тракториста и идти в ближайшее ДРСУ. Было бы желание, а остальному там научат, тем более с полученным базисом.

Если же вы видите себя в более творческой сфере и мечтаете, к примеру, решить транспортные проблемы с инфраструктурой, изучать новые технологии, собрать трудолюбивую команду для реализации своих проектов и т. д., то путь к этому будет лежать через вузы, где готовят инженеров-строителей.

Естественно, путь к получению знаний и диплому тернист, аки дорога из жёлтого кирпича в сказке «Волшебник Изумрудного города» (или страны Оз, кому как нравится). Скажем честно, в том же Инженерно-строительном институте СФУ не все доходят сквозь 4 года до получения степени бакалавра. Впрочем, как и во многих других учебных заведениях. Зато перед выдержавшими все сложности и вкусившими работу дорожников «в полях» открываются большие перспективы.

Ещё больше возможностей у тех, кто продолжит обучение в магистратуре. В ИСИ СФУ готовят специалистов с ориентиром на проектирование и строительство дорог в северных условиях и районов распространения вечной мерзлоты. А такие кадры и в нефтегазовом секторе пригодятся.

В этом году 42 бакалавра и 7 магистров кафедры автомобильных дорог СФУ пополнили ряды специалистов дорожной отрасли. Защита квалификационных работ прошла в режиме онлайн в формате видеоконференции. Примечательно, что свои проекты студенты готовили тоже удалённо, что вызывало определённые сложности.

«Если раньше преподаватель приходил в аудиторию, за 2 часа рассказывал тему, отвечал на вопросы студентов и это все слышали и принимали во внимание, то тут присылали работы дистанционно. Каждую надо прочесть, везде выявить ошибки, а они зачастую однотипные, и каждому надо ответить, объяснить. Потом они снова присылают, но уже с другими ошибками», - рассказывает начальник отдела безопасности и мониторинга улично-дорожной сети управления дорог, инфраструктуры и благоустройства администрации Красноярска Игорь Воевалко.

Ориентир на инновации

Заместитель руководителя КГКУ «Управление автодорог по Красноярскому краю» по технической политике, а по совместительству ещё и доцент кафедры «Автомобильные дороги и городские сооружения» СФУ Виктор Сабинин зачастую вывозит студентов на объекты ремонта. Тем паче ему было принимать работы первого выпуска магистров инженерно-строительного института СФУ.

«Я всегда стараюсь направить ребят в разрезе практического применения, то есть рассматривать материалы, грунты, технологии возведения земляного полотна. Если студент столкнётся с реальными цифрами, а не просто из учебника возьмёт, это будет более интересно и полезно. Когда он рассматривает конкретные задачи, пропускает через работу практическую проблему, тогда ценность работы возрастает», - считает Виктор Сабинин.

Первые магистры защищали свои работы по актуальным темам. Например, рассматривали применение горелых пород, коих много в Канской группе районов Красноярского края, строительство дорог в заболоченных участках. Научные руководители направляли студентов в русло применения инновационных материалов, расчёта методик для диагностики и паспортизации. По словам Виктора Сабинина, уже в скором времени обыденностью станет BIM-проектирование объектов инфрастуруктуры. В широкое применение войдут цифровые двойники, что уже используют во многих отраслях промышленности. И ко всему этому кадры нужно готовить уже сейчас.

Среди работ бакалавров тоже были интересные проекты. Например, как обезопасить дорожников от притязаний со стороны ушлых водителей.

«Бывает, автомобиль заехал в яму. Надо смотреть, была ли она раньше. Нерадивые автолюбители хотят за счёт дорожников отремонтировать поломку, подгоняют машину к ближайшей яме, вызывают ГИБДД. Составляют акт, хотя видно, что характер повреждений и размеры ямы несопоставимы. И вот одна из студенток предложила ввести специализацию по проведению экспертизы по скорости, направлению движения, возможны ли такие повреждения были и т. д.», - говорит руководитель КГКУ «Управление автодорог по Красноярскому краю» Андрей Журавлёв.

Естественно, что стандартное знакомство с техникой никуда не ушло. Всё же дорожники должны знать и понимать, как она работает. К сожалению, во многих случаях практика для студентов и без того была простой формальностью – не допускали юные головы до управления новыми машинами. А тут ещё и пандемия COVID-19 внесла свои коррективы – вуз попросту не отпустил студентов на практику. Конечно, были исключения, когда те по собственной инициативе приходили в «КрУДор», но очень редкие. И не связанные с техникой.

Тем не менее, показывать навыки, полученные за время учёбы, нужно. А разбираться в инновационных материалах и проектировать что-то уникальное хотят не все. Поэтому берут проектно-изыскательские данные по уже реализованным разработкам. Но встречаются самородки, которые желают менять мир, простите, дороги к лучшему.

«Один студент попытался модифицировать битум с помощью добавок. Причём, взял пластик из отходов бутылок и полиэтиленовые пакеты. Видно, что хотел и о переработке мусора позаботиться и удешевить производство. Размолол всё, добавил, в результате с бутылками не получилось. Целлофан вроде растворился и как добавка положительно повлиял на температурные деформации. Правда, другие показатели стали чуть хуже. Понятно, что тема не новая, но отрадно, что студент творчески подошёл и что-то сам реально сделал», - отмечает Андрей Журавлёв.

Не удалось решить и другую проблему, озвученную на конференции «Национальный вектор развития — автомобильные дороги» в январе 2019 года. Напомним, для дорожников в СФУ попросту нет образовательного стандарта третьего поколения, нацеленного на компетенции.

«Я этот вопрос долгое время держал на контроле, пытался вовлечь дорожные организации в процесс разработки проф. стандартов. К сожалению, всё заканчивалось пустыми декларациями, мол, было бы неплохо, но по факту этим никто не хотел заниматься», - вздыхает г-н Сабинин.

Куда пойти работать?

Тем не менее, не всё так плохо в дорожной отрасли с обновлением кадров. Выпускники, которые реально хотят, идут в профессию. Но стараются остаться в городе, а не уезжать на периферию. В том числе стараются осесть и в краевом управлении дорог. Например, в этому году два выпускника попали в испытательную лабораторию. Собственно, будущие работодатели сами примечают будущие кадры во время обучения и к моменту защиты диплома уже готовы взять на работу.

Другой пример – Балахтинское ДРСУ, где много молодых кадров или «Лесосибирскавтодор». По словам Виктора Сабинина, свою роль сыграла политика руководства предприятия, которое сумело заинтересовать выпускников вернуться на малую родину и начать работать по специальности.

«Если молодой специалист после института получает возможность реализовать себя на работе, общаться с заказчиком, подрядчиком и проектировщиком, а не просто сесть и перекладывать бумажки, это более интересно. А молодой коллектив притягивает молодые кадры. Грустно, конечно, когда в районах жалуются, что нет мастеров, помощников мастера, прорабов. Наверное, таким надо пересматривать кадровую политику», - советует заместитель руководителя «КрУДор».

Хотя на самом деле это общая тенденция в России. Молодёжь стремится прочь из деревень. И как это исправить – однозначного ответа нет.

Между тем, пойти работать в дорожную отрасль можно и оператором техники. Правда, с развитием технологий просто человек с улицы вряд ли сядет в современный автогрейдер и начнёт эффективно выполнять поставленные задачи.

«ДСТ уже оснащена спутниковой системой контроля, которую надо уметь настроить. В геодезии уже никто не бегает с нивелирами и теодолитами – везде электронные тахеометры и методы измерения совсем другие. Есть специализации в области организации движения: формирование транспортных потоков, моделирование в зависимости от интенсивности, от направления, от фазы светофоров и т. д. Образование не поспевает за развитием», - объясняет Андрей Журавлёв.

Источник: www.igrader.ru


 

Дата публикации: 03.08.2020

 

Вернуться назад