Системы метеорологического обеспечения КРУДОР

- Решение создать систему метеорологического обеспечения было принято для того, чтобы узнавать текущую обстановку на дорогах и прогнозировать изменения из-за неблагоприятных погодных явлений. На основании этих данных планируются работы по содержанию дорог. Ранее назначение работ осуществлялось после визуального осмотра, при выезде специалистов подрядных организаций. Учитывая неудовлетворительные дорожные условия, это было весьма небезопасно для специалистов, - рассказывает начальник отдела оперативной информации о состоянии автомобильных дорог КГКУ «КрУДор» Дмитрий Нехин. - Современные метеостанции позволяют осуществлять дистанционный контроль участков дорог, адресно и своевременно назначая применение противогололедных материалов.

Первые 4 автоматические дорожные метеорологические станции установили на автомобильных дорогах в Емельяновском, Ужурском и Ачинском районах. Западное направление было взято не случайно - исходя из анализа розы ветров, у нас преобладают западные ветра, соответственно, погодный фронт идет именно оттуда.

Помимо данных от метеостанций, Управление получает оперативную информацию от ГИБДД и МЧС, а также от пользователей автодорог. В сутки отделом оперативной информации КРУДОР фиксируется от 70 до 180 звонков с различными запросами и сообщениями.

В случае ДТП или другого происшествия на дороге, представители Управления и подрядчика обследуют место события. Далее совместно с ГИБДД принимается решение об ограничении движения или закрытии участка дороги.

Все сведения доводятся до пользователей дорог с помощью сайта КрУДор и через социальные сети. Кроме того, информация транслируется на дорогах посредством информационных табло.

- Табло переменной информации – важное средство отображения актуальной информации о состоянии дороги. Учитывая эти сведения, водители могут избежать опасных ситуаций, - считает Дмитрий Николаевич. - Сообщения генерируются на основании показаний аппаратных средств метеостанции. Это набор датчиков, которые снимают показания с дороги и окружающей местности на участке радиусом от 25 до 50 км, в зависимости от рельефа. Датчики фиксируют такие показания как температура воздуха, влажность, давление, количество и тип осадков, метеорологическую видимость, скорость и направление ветра. Датчик дорожного покрытия снимает показания по температуре поверхности, наличии на поверхности снега, воды, концентрацию реагентов, идентифицирует такое явление как черный лед, когда визуально тонкий прозрачный слой льда не виден. По данным за последние 3 часа можно рассчитать краткосрочный прогноз образования гололедицы. Можно получить и долгосрочные прогнозы, но здесь уже используются данные от Гидрометцентра.

В прошлом году система пополнилась еще 4 метеопостами. Две единицы оборудования были куплены в рамках программы «Дороги Красноярья». Их установили в Абанском и Курагинском районах на автодороге, на км 115 автодороги Канск – Абан – Богучаны и на км 106 автодороги Саяны. Еще два комплекса – наследие Универсиады. После проведения Студенческих Игр оборудование было демонтировано и передано в собственность Управления. Метеопосты были установлены в Богучанском районе на км 218 автодороги Канск – Абан – Богучаны и на км 28 автодороги Саяны в Минусинском районе. В настоящее время ведется работа по их подключению к системе электроснабжения. Запустить оборудование планируется в марте.

- Содержание метеостанций – ответственная работа, поскольку оборудование определено как высокоточное. А это и нормативы поверок, и требования к своевременному обслуживанию, - рассказывает Дмитрий Николаевич. – Оборудование нуждается в ежемесячных осмотрах, периодической замене тех или иных датчиков, вышедших из строя. С учетом того, что существующая конфигурация проработала более 10 лет, можно говорить о качестве техники.

Нужно отметить, что, хотя собственниками метеостанций является КРУДОР, их эксплуатируют организации, занимающиеся содержанием дорог, на которых расположено оборудование.

- Согласно контракту по содержанию дорог, дорожные предприятия обязаны организовать дежурно-диспетчерскую службу на базе своего учреждения, - поясняет Дмитрий Нехин. – ДДС отслеживают ситуацию на дорогах и обеспечивают информационное взаимодействие с единым диспетчерским центром КРУДОР. Все это сделано для повышения безопасности дорожного движения.

Разумеется, в Управлении существуют планы по дальнейшему развитию системы дорожного метеорологического обеспечения.

- Сейчас не так много дорог охвачено метеопостами. Для создания оптимальной сети необходимо установить еще как минимум 15-20 единиц, - отмечает Дмитрий Нехин. - Пока на ближайшие годы в рамках развития агломерации планируется приобрести не менее 4 метеостанций, в зависимости от финансирования. Не каждая дорога подходит для оснащения оборудованием. Из 14 тысяч км краевых дорог для этих целей годятся только 3 тысячи км. На данный момент зона действия станций охватывает лишь 800 км.

- Для определения места установки проводится специальное обследование дорожной сети в зимнее время – термокартирование – которое показывает наиболее охлажденные и снегозаносимые участки, - объясняет Дмитрий Николаевич. – Существуют и более важные критерии: наличие электроэнергии, обеспечение устойчивой связи и вандалоустойчивости. Все критерии должны совпасть.

И все же там, где метеостанции установлены, они приносят неоспоримую пользу. Помимо прогноза состояния дорожной сети, станции позволяют вести непосредственное визуальное наблюдение, осуществлять мониторинг обстановки на дороге, контролировать качество производства работ подрядчика, вплоть до информации, достаточно ли реагента было использовано.

- Благодаря метеопостам мы можем контролировать, соответствует ли снегоуборка подрядных организаций нормативу, выдать рекомендации по использованию противогололедного материала как в количественном, так и в процентном соотношении, - рассказывает Дмитрий Нехин. - А в перспективе, при анализе показаний, можно отследить как меняются погодные условия в той или иной местности и, при необходимости, изменять существующие установленные нормативы.

Дата публикации: 03.03.2020

 

Вернуться назад