Дорожная служба в зимнее время. Подготовка к паводкам

Не секрет, что основной объем работ дорожники проводят летом – напряженный сезон капитальных ремонтов и реконструкций. Между тем, зима – не менее насыщенное в плане работы время. О том, какие задачи стоят перед дорожной службой в зимнее время и как удается обеспечивать бесперебойное транспортное сообщение в сложных погодных условиях, мы поговорили с Дмитрием Яцуновым, начальником отдела эксплуатации автодорог и безопасности дорожного движения КГКУ «КрУДор».

- Дмитрий Дмитриевич, расскажите об объемах работ зимой. Сколько на содержании в Управлении дорог, зимников, ледовых переправ и паромов?

- Общая протяжённость краевой сети автодорог – свыше 47,5 тысяч километров. На долю дорог регионального и межмуниципального значения, подведомственных КРУДОР, приходится более 14 тысяч км. На их содержание в зимний период в среднем выделяется более 1,3 млрд рублей.

Помимо дорог на содержании КРУДОР 31 зимник, общей протяженностью около 2400 км. В основном зимники расположены расположены в северной и восточной группах. На их устройство и содержание из краевого бюджета ежегодно выделяется порядка 170 млн рублей.

Поскольку в Красноярском крае много озер и рек, зимой для безопасного передвижения через водные преграды организуются ледовые переправы. Их у нас 20, протяженностью 15,5 км. На создание и содержание переправ, как правило, выделяется около 65 млн рублей в год. Кроме того, зимой действует один паром – на Предивинске, в Большой Мурте. Отмечу, в целом Управление содержит 13 паромных переправ, ежегодный объем финансирования их содержания – порядка 180 млн рублей.

- А кто содержит зимники и переправы?

- Эксплуатацией зимников и ледовых переправ занимаются те же подрядные организации, которые содержат дороги общего пользования, где располагаются эти объекты. Больше всего зимников на содержании у АО «Лесосибирск-Автодор» (1500 км) и Кежемский филиал АО «КрайДЭО» (более 600 км), в сумме у двух организаций 85% протяженности от общей.

В обслуживании Новоселовского филиала АО «Балахтинское ДРСУ» находится самая протяженная переправа, на Красноярском водохранилище. Ее длина – 5 км, при том, что в основном протяженность ледовых переправ составляет порядка 200-300 м.

- Когда обычно начинается сезон зимников и ледовых переправ?

- Конкретную дату установить невозможно, во-многом это зависит от погодных условий. В текущем сезоне климат совершенно нетипичный для нашего региона, зима выдалась теплая. Сложилась такая ситуация, что зимники и ледовые переправы, которые существуют из года в год, были открыты либо намного позже обычного, либо периодически закрывались, из-за выхода воды на проезжую часть.

В нынешнем сезоне самые первые зимники открылись 18 ноября в Балахтинском районе. Последним, непривычно поздно, открыли зимник Енисейск-Ярцево-Ворогово-Бор в Енисейском районе. В связи с аномальными погодными условиями и выходом воды на лед, его устройство удалось завершить к концу декабря.

Что касается ледовых переправ, первыми в конце ноября были открыты переправы через реки Ангара и Тасей.

- Дмитрий Дмитриевич, расскажите, каким образом подрядчики готовятся к зимнему сезону? Какие материалы применяете?

- После подписания в КРУДОР приказа о начале подготовки к зимнему периоду, подрядные организации готовят технику, проверяют ее техническое состояние, укомплектованность системой спутникового слежения ГЛОНАСС, оборудуют теплые помещения для работы, закупают необходимое количество противогололедного материала, топлива и т.д. Затем сотрудники Управления проводят проверку подрядчика в разрезе каждого филиала и подписывают соответствующий акт. Кроме того, на протяжении всего зимнего сезона подрядчики дважды в неделю направляют отчет об объемах использованного ПГМ.

В основном на региональных дорогах используется фрикционный и комбинированный (пескосоляная смесь) противогололедные материалы – они эффективны и наносят минимальный вред окружающей среде, поскольку это природные компоненты.

- Какой комплекс работ проводится в рамках устройства и содержания зимников, ледовых переправ?

- Подготовка для организации зимников также проводится заблаговременно. В летний период, когда зимник уже не используется, а почва достаточно просохла, устраняется образовавшаяся колея, земля срезается и выравнивается, локально производится подсыпка гравия. Для устройства зимников применяются разные подходы, в зависимости от почвы. Если местность болотистая, то снег с нее убирают, для максимального промерзания. Если же земля сухая, то снег утрамбовывается. Техника (Кировец, бульдозер, вахтовка, КамАЗ-бензовоз) проходит от начала и до конца зимника. Такой патруль с определенной периодичностью курсирует по зимнику.

В этом году из-за сложных метеоусловий (сильная метель, частая и резкая смена температуры) содержание зимников осложнилось, однако случаев невозможности проезда по вине подрядчика не было.

Работа по созданию ледовых переправ начинается при наступлении стабильных отрицательных температур. Как только естественная толщина промерзания ледового слоя позволяет человеку безопасно выйти на поверхность озера или реки, рабочие проводят очистку территории от ледяных наростов. Затем ставят мотопомпы и вручную проливают водой захватки по 20-40 метров поверхности, намораживая слои по 5 см толщиной. При этом есть нюанс – лед искусственной наморозки имеет менее плотную структуру и выдерживает меньшую нагрузку. Поэтому перед принятием решения о разрешенной грузоподъемности переправы специалисты берут вырубку и рассчитывают соотношение естественного (природного) и искусственного льда.

Если говорить о содержании дорог в зимний период, то здесь, конечно, в первую очередь проводятся работы по обеспечению безопасности движения – очистка от снега, посыпка противогололедными материалами. При этом подрядные организации должны соблюдать определенные нормативы по срокам устранения снегопада, гололедицы. На местах соответствующий контроль ведут специалисты межрайонных отделов КРУДОР. Если фиксируется факт нарушений нормативов, подрядной организации на основании условий контракта выписывается требование об устранении в установленный срок. В противном случае выставляются штрафные баллы, снимаются денежные средства за ненадлежащее содержание дороги. Поэтому в интересах подрядчиков установленные нормативы всё же соблюдать.   

- Дмитрий Дмитриевич, давайте поговорим об обеспечении безопасности на объектах…

- Это целый комплекс работ. В рамках зимнего содержания дорог общего пользования особое внимание подрядчики уделяют очистке дорожного полотна, применению ПГМ. В первую очередь подсыпка для повышения коэффициента сцепления проводится на опасных поворотах, уклонах, автобусных остановках, перед примыканиями, в местах концентрации ДТП.

На зимниках подрядчиками организовано патрулирование транспортными средствами. Патруль, в случае необходимости, помогает устранить проблему с поломкой техники на месте, либо взять ее на буксир. Водитель может отогреться в вахтовке. Все это актуально, поскольку не редки ситуации, когда проезд по зимнику закрыт, стоит соответствующая дорожная информация, но водители решают рискнуть и в итоге застревают в пути. Спасаем.

На ледовых переправах протяженностью свыше 300 метров организованы контрольно-пропускные пункты, установлена дорожно-знаковая информация о необходимости соблюдения дистанции между машинами и ограничении скорости.

Если из-за низких температур закрывается паромная переправа, пускаем катер на воздушной подушке. При этом администрация организует подвоз людей к катеру и от катера до места назначения, поскольку перевозка личного транспорта на катере невозможна.

- А в этом сезоне приходилось закрывать переправы и зимники? Как в таком случае обеспечивается проезд?

- При необходимости на высокоинтенсивных переправах подключаем к работе катера на воздушных подушках. Они позволяют обеспечить транспортировку жителей при временном закрытии ледовой переправы, либо в переходный период, когда паром уже не имеет возможности передвигаться, а легковой транспорт еще не может пройти. На протяженных переправах такие катера в стандартном режиме перевозят пассажиров рейсовых автобусов.

Сложнее дело обстоит с зимниками, тут альтернативу организовать сложно. Стараемся найти выход в любом случае. К примеру, в январе, впервые за много лет, в разгаре зимы пришлось закрыть зимник Енисейск-Ярцево-Ворогово-Бор. Для того, чтобы осуществлять завоз продуктов, начали «пробивать» альтернативную дорогу, крюк вышел около 100 км. Движение транспорта было восстановлено. И вот только в начале февраля появилась возможность открыть движение по основному направлению.

- Когда планируется закрытие зимников и переправ?

- Это будет зависеть от погодных условий, но обычно большая часть зимников и ледовых переправ закрывается с середины марта и до середины апреля. Со второй половины февраля и до закрытия подрядчики особенно внимательно проводят работу по отслеживанию изменений структуры льда, вырубки проводятся практически ежедневно. Решение о снижении грузоподъемности и закрытии зимников и ледовых переправ подрядчики принимают совместно с межрайонными отделами КРУДОР.

- Дмитрий Дмитриевич, не за горами весна, повсеместное таяние снега и льда, а значит, риск паводков. Ведется ли работа по предотвращению подтопления дорожного полотна?

- Конечно, каждую весну проводятся работы по подготовке дорог, мостов и труб к паводковому периоду. Межрайонные отделы КРУДОР проводят осмотр систем для определения их готовности к пропуску весенних осадков и растаявшего снега. В рамках работ по содержанию производится расчистка русел и труб. Ежегодно составляется прогноз вскрытия рек, ведутся работы по ослаблению давления льда на опоры мостов.

Также готовятся проекты решений по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, на базе подрядных организаций создаются мобильные дорожные и мостовые группы для постоянного наблюдения за ситуацией, проверяется исправность дорожной техники.

В период паводков диспетчерским центром ведется особый контроль за состоянием дорог. В случае возникновения ЧС дорожники, совместно с ГИБДД и МЧС, принимают решения по ограничению или закрытию движения на участке, обеспечению альтернативных путей объезда, оповещению пользователей дорог, устранению последствий ЧС.

В этом году в отраслевой информационной системе КРУДОР будет запущен новый модуль «Трубы» - база данных всех водопропускных труб, находящихся в полосе отвода автомобильной дороги. Их у нас свыше 10 тысяч. В базе будут указаны характеристики труб, фотографии, дефекты и оценка состояния: требуется ли аварийный/плановый ремонт, либо текущее содержание. В дальнейшем эта информация будет обновляться ежегодно. Данный модуль позволит анализировать ситуацию и оперативно принимать необходимые решения. Это очень важно, поскольку наличие исправной водопропускной системы – пожалуй главный элемент, позволяющий предотвратить последствия, связанные с паводками.


Беседовала Людмила Шеваникова

Дата публикации: 17.02.2020

 

Вернуться назад