Органические вяжущие в дорожном строительстве. Интервью с Виктором Сабининым
С 28 по 29 ноября в Москве прошла третья международная конференция «Органические вяжущие в дорожном строительстве». В мероприятии приняли участие ведущие специалисты дорожной отрасли, поставщики и производители материалов и оборудования.
Красноярский край на конференции представил Виктор Сабинин, заместитель руководителя КГКУ «КРУДОР» по технической политике. Мы поговорили с Виктором Леонидовичем на тему его доклада и новых материалов в асфальтобетонных покрытиях.
- Виктор Леонидович, поделитесь впечатлением о мероприятии. Какую тему вы представляли в докладе?
- «Органические вяжущие в дорожном строительстве» - это ежегодная международная конференция, имеющая довольно высокий статус среди специалистов дорожной отрасли. Для нас, участников, она даёт возможность узнать последние новости в части применения новых технологий и дальнейшего развития дорожного хозяйства, изменения в законодательной базе, обменяться опытом и лучшими практиками.
Понятно, что конференция посвящена органическим вяжущим в дорожном хозяйстве, - это битумные материалы, производные битума, ПБВ - полимерно-битумное вяжущее, резино-битумные вяжущие. Нам было интересно выступить с докладом на тему проблем ценообразования и реализации новых материалов в асфальтобетонных покрытиях, узнать возможные пути их решения от коллег из других регионов.
Несмотря на то, что в Красноярском крае КРУДОР первым стало внедрять полимерно-битумное вяжущее на региональных дорогах, мы уже столкнулись с рядом организационных и технологических проблем.
- То есть не всё так гладко в применении ПБВ? Можете рассказать подробнее о возникших проблемах?
- В первую очередь они связаны с качеством материала и транспортной логистикой. Не все заводы подрядных организаций готовы переходить на полимерно-битумный асфальтобетон. Производство настроено на один вид битума, необходимо модернизировать асфальто-бетонный завод для возможности переключения на разные виды битума. Что касается логистики, с ней были проблемы в части отгрузки и доставки. ПБВ на наши объекты мы возили с Омского МПЗ, а это почти 1500 км от Красноярска. Но надо отметить, с объектами текущего года, подрядные организации всё же справились.
- Раз уж речь зашла об объектах с применением ПБВ в 2019 году, что это были за участки? И какие преимущества у материала?
- В текущем году мы применили ПБВ на ремонтируемых участках дорог Ачинск – Ужур – Троицкое, М-53 «Байкал» – Кедровый и Саяны. Модифицированное полимерами дорожное покрытие служит гораздо дольше. Применение ПБВ позволяет снизить колееобразование летом и обеспечивает трещиностойкость асфальтобетона зимой. Безусловно повышается безопасность движения автомобилей.
- Планируете объекты с применением полимерно-битумного вяжущего на 2020 год?
- Сейчас специалисты КРУДОР решили сделать небольшую паузу, проследить за эксплуатацией отремонтированных участков. Подрядчику тоже нужно оценить плюсы материала, модернизировать производство. Потому что без инициативы со стороны исполнителя, заказчику сложно в одиночку развивать новые технологии.
Но стоит отметить, что в следующем году всё же запланировано применение ПБВ: на ремонте второго участка подъезда М-53 «Байкал» – Кедровый и на реконструкции Обхода Красноярска.
- Помимо ПБВ, планируете применять какие-то ещё материалы и технологии?
- Продолжим работать в тех направлениях, которые неплохо себя проявили в этом году. Например, использование полимерно-битумной стыковочной ленты для устройства примыканий и соединений на асфальтобетонных покрытиях. Эффективность, на первый взгляд, уже есть. Стыки получаются более плотные, это показали образцы, взятые с места производства работ.
Хорошей традицией является использование гофрированных труб, как альтернативы обычным трубам. Продолжим работать с габионными конструкциями. Для снижения экологической нагрузки, используем отходы промышленного производства: нифелиновый шлам – отходы Ачинского глинозёмного комбината и золошлаковые материалы – отходы угольных ТЭЦ. укрепление грунтов нефелиновым шламом. Отходы вторично используются в устройстве основания рабочего слоя автодороги, для повышения прочности грунта.
Из материалов, которые ранее не использовались, можно отметить применение гексагональной георешётки для усиления земляного полотна и основания покрытия. Все эти технологии позволяют увеличить срок эксплуатации конструктивных элементов, снизить стоимость дальнейшего ремонта дорожного покрытия.
- Возможно в ходе конференции, были рассмотрены ещё какие-то технологии материалы, которые вас заинтересовали?
- Много говорилось о технологии суперпейв, она отличается от классической, по которой мы работаем. Если в настоящий момент мы при проектировании асфальтобетонных смесей говорим о назначении характеристик асфальтобетона в соответствии с ГОСТом, то технология суперпейв подразумевает принятие смеси, исходя из условий эксплуатации дорожного покрытия. Если это сложные и тяжелые условия эксплуатации: высокая интенсивность движения, большой поток тяжелых транспортных средств, мы можем назначить конкретную асфальтобетонную смесь под характеристики. Назначая материал, более того, мы можем назначить срок его эксплуатации.
Если мы дойдем до данной технологии, то это, безусловно, для нас новый этап развития. В настоящий момент этот переход довольно сложный. Нужно совершенствовать и материальную базу, и уровень подготовки, перестраивать подход подрядных организаций к производству.
- Было ли полезным участие в конференции? Принимали участие в мероприятии коллеги из восточных регионов страны?
- Безусловно, полезно. Мы стараемся принимать участие в подобных мероприятиях, потому что нужно донести до коллег проблемы и вопросы края, обменяться опытом, почерпнуть что-то. Представителей восточных регионов было немного. Были наши коллеги из Томска и из Дальневосточного университета. Включая меня, всего три специалиста, которые прибыли из-за Урала, остальные участники – из западной части России. Продуктивно пообщались с представителями ФАУ «РОСДОРНИИ», которые сейчас более активно интересуются проблемами Сибирского федерального округа. Если раньше мы работали довольно дистанцировано, то сейчас многие пункты национального проекта специалисты Исследовательского института берут под контроль. Это часть научных, проектных задач. Определенно, более плотное сотрудничество нам не повредит и поможет техническому развитию нашего региона.
На конференции присутствовали и представители нефтяной отрасли, которые заявляют об интересах развития битумных терминалов. Возможно, в дальнейшем это поможет упростить поставку битумно-вяжущих, улучшить качество асфальтобетонных покрытий.
Хотелось бы обратить внимание организаторов конференции на привлечение структур власти к рассматриваемым вопросам. С одной стороны, хорошо, что мероприятие проводится на независимой площадке, можно поделиться реальными проблемами, обсудить их, не оглядываясь на какие-либо политические корректности. Но с другой стороны, хотелось бы видеть среди участников больше представителей министерств, федерального агентства «Росавтодор» для более глубокого понимания совместной работы.
В любом случае, ориентир мы наметили, привезли различные интересные предложения на ближайшие годы. Нельзя отрываться от тенденций. Благодаря тому, что у дорожников страны есть общая единая программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги», вектор развития у нас должен быть общий. В любом случае, и заказчику, и, в особенности, исполнителю надо ему следовать и держать руку на пульсе.
Беседовала Ирина Ёлкина, пресс-секретарь КГКУ «КрУДор».
Дата публикации: 05.12.2019