На региональных автодорогах продлено временное ограничение для движения грузового транспорта. Что необходимо знать пользователю о весовом контроле?

Каждую весну на автомобильных дорогах вводится временное ограничение для движения большегрузов и для перевозчиков это далеко не новость. На сегодняшний день действует два ключевых правила. Первое - если груз поделить нельзя, например, везут какое-то оборудование или крупногабаритные металлоконструкции, то на такую перевозку нужно получить специальное разрешение. Человек должен заранее выплатить предусмотренный законодательством ущерб, который он нанесет дороге, после чего с чистым сердцем может ехать. Второе - если груз делимый, то компания или частное лицо обязаны его разделить для соблюдения нормативов. То есть, если у перевозчика появилось желание загрузить больше и, он готов за это заплатить, то у него все равно не получится - законодательством это запрещено! Логика этого запрета такова: если есть возможность избежать ущерба, который большегрузы нанесут дороге в весенний период - это надо сделать. Ограничение распространяется на автомобили с грузом или без груза, которые превышают временно установленные нагрузки на каждую ось автомобиля. Для транспорта с одиночной осью допустима нагрузка на ось до 6 тонн, для двухосной тележки - до 5 тонн, а машине с трехосной тележкой разрешена нагрузка не более 4 тонн на ось. Но есть такие грузы, на которые ограничения не распространяются. Это ГСМ, уголь для котельных и еще ряд социально важных категорий.

В дорожной отрасли я работаю давно и, из года в год нам приходится объяснять людям элементарные вещи, буквально призывать их бережно относиться к проезжей части. Дорога - это такое сооружение, которое одномоментно может уничтожить разве что прямое попадание снаряда. Тогда сразу будут видны повреждения. А вот когда ежедневно, в течение нескольких лет осуществляются перевозки, разрушение происходит незаметно. Вот, например, проехала до предела перегруженная машина, смотришь - ничего не изменилось, дорога какой была, такой и осталась. Даже трещинки не появилось. Так вторая машина пройдет, и третья... А потом, в какой-то момент, все эти незначительные изменения, которые были не видны, станут очевидны. И тогда люди начнут говорить, что колея появилась, и выбоины... А там уже не далеко то время, когда «усталость автодороги» дойдет до такой степени, что она станет просто непроезжей. Живой пример – автомобильная дорога Епишино – Северо-Енисейский на севере Красноярского края, где сейчас ведется капитальный ремонт.

Почему мы так ревностно относятся к своим дорогам именно в эти 1,5 месяца? Да потому что, самый большой враг для автомобильной дороги – это вода. Дождь это или талые воды – не важно. Переувлажнение грунта превращает его в грязь и жижу. Такого урона как весной дорога за весь год не получает. И напротив, зимой земляное полотно промерзает. С ноября по март мы уверенны, что дороге ничего не будет.

На федеральных дорогах несколько лет назад отказались от введения весенних ограничений для движения грузового транспорта. Но там другая ситуация. Там работает система «Платон», которая так же имеет свои плюсы и минусы. К тому же, с 2009 года «федералы» активно приводили свою сеть автомобильных дорог к нормативному состоянию. На сегодняшний день, федеральные дороги в нашем регионе близки к идеальному состоянию и могут выдерживать нагрузку в любой сезон. Кроме того, Управление дорог «Енисей» соблюдает межремонтные сроки. Даже если весной случилось так, что большегрузы где-то раздавили дорогу, финансовый ресурс им позволяет вовремя устранить все недочеты. На наших дорогах ситуация иная …

Сейчас мы работаем над развитием системы весового контроля в Красноярском крае. Все идет к автоматизации процесса в фиксации весогабаритных параметров транспортных средств. Такой проект мы начали в прошлом году, выбрали точку на автодороге Красноярск – Енисейск в границах Сухобузимского района. В этом году проект завершим. У нас уже есть всё необходимое оборудование. С началом сезона дорожных работ наш подрядчик приступит к переустройству участка под параметры для взвешивания. После чего мы выставим «рамку» и будем уже в динамическом режиме без поста весового контроля фиксировать нарушения, если они будут. Однако при работе данной системы нарушителей будет ждать лишь административное наказание. Сейчас на передвижных постах весового контроля (на ГАЗелях с весами), нарушения фиксируются совместно с ГИБДД и Транснадзором. Останавливая водителя, мы видим в путевом листе маршрут, по которому машина с грузом перемещается и можем посчитать ущерб, если есть нарушение. Плюс перевозчик будет обязан заплатить штраф за сам факт движения по автодороге с перегрузом. Сумма здесь зависит от того, физическое это лицо или юридическое. Если говорить о «рамке», то она просто фиксирует превышение нагрузки транспортного средства, сверяется с базой и, если разрешения у машины нет – человеку приходит штраф. Ущерб дорогам в этом случае подсчитать невозможно! Но это до тех пор, пока рамка в единственном числе. Если система окажется эффективной, будем ее развивать. И тогда ущерб дорогам можно будет посчитать, исходя из расстояния между рамками.

Ежегодно, за период весеннего ограничения на краевых дорогах к ответственности за нарушение правил перевозки крупногабаритных грузов привлекают 20-30% от всех машин, которые удалось проверить. Но у нас цель сохранить дороги, а не оштрафовать. Я еще раз хочу подчеркнуть, что весовой контроль стоит только с целью минимизации движения грузовиков по дорогам. За рулем больших тяжелых машин, зачастую, опытные водители и, когда они видят, что стоит пост – просто останавливаются на обочине и дожидаются пока он уедет. Это ожидание может продлиться несколько суток. Для меня, как для дорожника – это пусть маленькая, но все равно победа. Это ожидание на обочине означает, что большегруз несколько дней не давил весенние дороги.

В весенний период мы чаще всего сталкиваемся с потоком гневных писем от перевозчиков, мол, идут поставки леса, машины с грузом не могут проехать, весь цикл работы сбивается, вплоть до остановки предприятия. Это говорит о том, что люди в принципе и не помышляли соблюдать законодательство. На первом месте у них производство, извлечение прибыли. А дальше они начинают говорить об интересных фактах, таких как налоги в бюджет! Глядя на цифру, например, в 60 миллионов рублей обыватель подумает: «Ничего себе, хорошая цифра!» Но что такое 60 миллионов рублей применительно к дороге? Если брать капитальный ремонт той же автодороги Епишино - Северо-Енисейский, то этих денег хватит лишь на 4 километра, в то время как, скажем, от места заготовки леса до лесоперерабатывающего предприятия груженые машины проезжают больше 80-ти километров. Не надо быть великим математиком, чтобы подсчитать, сколько они при этом ломают, позиционируя себя хорошими налогоплательщиками.

Остается только пожимать плечами, почему у этих пользователей дороги не в приоритете? Они же сами по этим дорогам ездят… Все наши старания будут тщетны, пока жители края не начнут относиться к дорогам как к чему-то своему, беречь наши трассы хотя бы потому, что они сами ими пользуется. Дороги - это имущество, о котором нужно заботиться. Иначе никто никуда не поедет.

Дата публикации: 10.05.2018

 

Вернуться назад