Парламентарии обсудили вопросы транспортной доступности в северные территории Красноярского края

Тему строительства и содержания зимников обсудили накануне на комитете по делам Севера и коренных малочисленных народов Законодательного Собрания. Ледовые переправы обеспечивают транспортную доступность населенных пунктов, расположенных на северной территории Красноярского края в зимний период с первой декады января по вторую декаду апреля.

Председатель комитета Анатолий Амосов отметил, что зимники северянам не просто нужны, а жизненно необходимы: «Для жителей отдаленных северных поселков зимники — это артерии жизни. Без них невозможно обеспечить северян топливом, продовольствием, товарами первой необходимости. Депутаты с мест хорошо знают положение дел, поэтому смогут внести свои предложения. Обмен мнениями будет полезен для понимания того, что еще нужно сделать для эффективной работы зимних автодорог».

Заместитель министра транспорта Лариса Курьякова рассказала депутатам, что работы по устройству и содержанию 34 сезонных автомобильных дорог осуществляются в 14 районах Красноярского края — Абанском, Богучанском, Кежемском, Нижнеингашском, Иланском, Тасеевском, Мотыгинском, Уярском, Балахтинском, Бирилюсском, Пировском, Енисейском, Туруханском, Казачинском. Протяженность дорог составляет около 6550,53 км, при этом большая часть из них находится в Эвенкии.

Строительство и содержание автозимников осуществляется за счет краевого бюджета. Для Эвенкийского района из бюджета выделяется субсидия в размере 1,5 млрд рублей, по 0,5 млрд ежегодно.

Руководитель КГКУ «КрУДор» Андрей Журавлев дополнил выступление рассказом о том, что Управление ежегодно предусматривает финансирование на заболоченные места, либо переходы через реки, которые препятствуют их раннему открытию. В таких точках планируется или уже ведется устройство либо мостовых сооружений, либо лежневок: «В текущем году таким объектом стал автозимник на реке Кас по направлению Енисейск — Ярцево. В 2021 году там возникли проблемы с доставкой грузов к Новому году в связи с затором на Енисее и подъемом уровня воды. В результате было принято решение разработать проектную документацию на устройство временного мостового сооружения. На это потребуется около 200 млн рублей».

При этом более 646 км дорог проходит в Арктической зоне и являются ледовыми, то есть проведены по льду рек и озер и требуют особого контроля. Начальник МКУ «Эвенкияавтодор» Сергей Козак рассказал депутатам, что за последние несколько лет в Эвенкии усилиями администрации района, депутатов, правительства края проделана большая работа в области автотранспортного сообщения.

При этом Сергей Козак сделал акцент на том, что Эвенкия до сих пор не имеет круглогодичного транспортного сообщения с Большой землей. По его мнению, необходимо консолидировать усилия правительства края, администрации района, чтобы начать решать эту проблему. Наиболее перспективным и целесообразным является строительство дороги от границы Кежемского района через Ванавару до поселка Тура.

Депутат от Эвенкийского избирательного округа Валерий Фарукшин отметил, что финансирование зимних автодорог предусмотрено лишь в объеме 30% от нормативного уровня, хотя все территориальные дороги обеспечиваются на 50% от норматива: «Северный завоз продуктов питания, строительных материалов, ГСМ и всего необходимого водным путем в Эвенкии возможен только до Байкита и до Туры. Ванавара — это уже проблемная территория. В Тунгусо-Чунскую группу поселений завоз практически на 100 процентов производится по зимним автодорогам, то же самое и на территории Байкитской и Илимпийской групп поселений, где проживают в основном коренные малочисленные народы Севера. Зимники для них — важнейшая составляющая жизнеобеспечения. Это, действительно, проблемный вопрос, хотя есть сдвиги в положительную сторону, раньше уровень обеспечения составлял 24%. Эту работу надо проводить, чтобы довести нормативы содержания хотя бы до уровня территориальных дорог. Это основной вопрос, и в правительстве это понимают. Думаю, эта работа будет продолжатся вместе с администрацией Эвенкийского района и депутатским корпусом».

Дата публикации: 05.02.2021

 

Вернуться назад