Национальный проект БКАД: первые итоги и перспективы
Завершается первый год реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Некоторые итоги дорожники и чиновники обсуждали на 2-й выставке-форуме «Дорога 2019», прошедшей в октябре в Екатеринбурге. Журнал «Грейдер» подготовил обзор мероприятия. В дебатах звучали как откровенные обвинения, так и дельные предложения.
С чем заканчиваем год?
Самый большой промах озвучил заместитель председателя Правительства России Максим Акимов, заявив, что «ряд регионов отстают в реализации задач нац. проекта «БКАД». На момент проведения выставки, полностью выполнили поставленные задачи только в 13 регионах из 83. Ещё 30 субъектов отчитались о скором завершении.
А что же остальные? Если раньше главной отговоркой у региональных властей был недостаток финансирования, то в свете выделенных в 2019 году 111 млрд рублей эту причину уже не называли. Да, и как сказал г-н Акимов, «деньгами российское бездорожье победить невозможно». Поэтому власти отстающих регионов ссылались на плохие погодные условия, стихийные бедствия. Но не тут-то было.
Красноярский край выполнил больше половины задач и стоит на хорошем счету в Росавтодоре.
У региона, как и других краёв, областей и республик, где показатели выполнения задач по приведению дорог в нормативное состояние и их содержанию соблюдают, есть все шансы рассчитывать на призовой фонд. Власти обещают разделить дополнительные 16,5 млрд рублей среди лидеров по показателям реализации нац. проекта.
«У нас из 2900 объектов, намеченных к реализации в 2020 году, 60% уже внесены в плановые мероприятия работ. Каждый третий объект ремонта отконтрактован и 20 субъектов уже полностью закомплектовались. Да, это не 83 участника, тем не менее, это значительный шаг вперёд. Но я ожидаю, что поручения по итогам нашего селекторного совещания будет выполнено. Сразу хочу сказать, что надо на этой работе зафиксироваться для того, чтобы и управленцам и, самое главное, дорожникам дать возможность планировать работу и быть уверенными, что есть финансовые и материальные ресурсы для её исполнения», — сообщил Максим Акимов.
Другой важный вопрос — контракты жизненного цикла. О причинах, по которым дорожные организации не спешат их заключать, мы писали неоднократно. Однако пути решения проблем искать придётся волей-неволей.
«Отдельный вопрос, который требует внимания, — это увеличение доли контрактов на принципах так называемого жизненного цикла, то есть на весь период проектирования, строительства, эксплуатации конкретной дороги, конкретного моста, эстакады или другого объекта. Это мировая практика, она позволяет существенно улучшить качество работ и обеспечить последующий мониторинг. Она, конечно, дисциплинирует подрядчиков, которые не заинтересованы в том, чтобы свой брак постоянно переделывать. К концу 2019 года на принципах жизненного цикла в России должен заключаться каждый 10-й контракт на дорожные работы, то есть 10%. Пока удалось достичь показателя приблизительно 7%, поэтому нужно с подготовкой этих документов в целом ряде регионов поторопиться», — дал на заседании поручение председатель Правительства России Дмитрий Медведев.
Что в перспективе?
Планы по нац. проекту в Правительстве ставят поистине наполеоновские. Избавление от второй российской беды там называют национальной идеей. Радует, что власти не просто декларируют набившие оскомину лозунги, а действительно предпринимают реальные шаги.
«Улично-дворовые сети должны соответствовать нормативам. Мы сейчас в Градостроительном кодексе принимаем решение, что новые микрорайоны не должны строить без социальной и транспортной инфраструктур. И сдавать их должны одновременно вместе с жильём, чтобы не было так, что граждане России приехали в дома, заселились в свои квартиры и пешком ходят по 5-6 километров. А запуску автобусов мешает ширина дороги в 4,5 метра», — рассказал председатель комитета Государственной думы по транспорту и строительству Евгений Москвичёв.
К задаче обеспечить безопасность на дорогах подключили ГИБДД. Правда, главный госинспектор России посетовал, что в регионах попросту нет мероприятий, направленных на снижение количества ДТП.
«Мы не услышали от начальников Госавтоинспекции оценок с изменением сознания участников дорожного движения. К сожалению, это одна из основных частей, потому что методы наказания — это не основные формы воздействия на участников дорожного движения. Также есть некоторые вопросы оказания медицинской помощи. Зачастую, медпомощь не по территориальности оказывают более эффективно, чем её применяют в том или ином субъекте при доставлении в медицинское учреждение. То есть, совершается ДТП в этом субъекте, за сотни км везут в больницу, хотя приграничная территория соседнего региона позволяет сократить этот путь в несколько раз. Мы теряем этот «золотой час». А для нас сегодня это очень существенно, и смертность в период доставления в больницы ещё остаётся высокой. Если не решать эту проблему, то добиться качества оказания медицинской помощи и достичь результатов динамичного снижения смертности на дорогах будет очень тяжело», — озвучил начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Михаил Черников.
«С января в регионах стартовал федеральный проект, цель которого — дальше уменьшать количество погибших и пострадавших на дорогах. По итогам девяти месяцев удалось сократить количество ДТП приблизительно на 3,4%. Очень важно, что снизилось число погибших — приблизительно на 10%. Снизилось и число раненых — там цифры более скромные: порядка 3%. Но в любом случае это сохранённые жизни и здоровье. И усилия в этом направлении нужно наращивать.
К сожалению, в 35 регионах достичь целевых показателей сокращения смертности на дорогах не удалось, а в 17 — число погибших в ДТП даже выросло. И в причинах этого нужно детально разобраться представителям как региональных, так и федеральных властей.
Работу нужно продолжить на всех направлениях — от разработки законопроектов, которые касаются ответственности водителей, до совершенствования системы медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучения детей навыкам безопасного поведения на дорогах и целого ряда других инициатив, включая просветительскую работу, которая должна вестись в СМИ и интернете», — поставил задачу Дмитрий Медведев.
Константин Димитров, министр транспорта Красноярского края:
Андрей Журавлёв, руководитель КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю»:
Фотографии
Дата публикации: 04.12.2019