За годы работы в журналистике я объездил практически весь край и хорошо помню, в каком состоянии были дороги еще совсем недавно. Сейчас же даже дальнобойщики, повидавшие многое в процессе
своей работы, – и те очень хорошо отзываются о краевых дорогах. Вот и нынешняя поездка в Балахтинский район порадовала ухоженной и гладкой, словно зеркало, трассой, окошенными обочинами и всей необходимой знаковой информацией. Добавил позитива и вид бескрайних обработанных пшеничных полей – в последние годы в стране возродились не только дорожная отрасль, но и сельское хозяйство, и многое, многое другое.
Кто за этого парня?
– Любая трасса требует самого пристального внимания, – говорит генеральный директор Балахтинского ДРСУ Александр Сиротинин. – Вот почему нас, дорожников, можно встретить на дороге практически в любое время суток. От рассвета до заката, зимой и летом, в жару, ненастье и снег, порой не зная выходных и праздников, грейдируем, чистим, проводим подсыпку – или выполняем полный комплекс работ, связанных с содержанием. Такое отношение к работе требует полной самоотдачи.
_______________________
Не зря же Петр Алексеевич Старовойтов, стоявший у истоков отрасли в крае, любил повторять: «Дорожник – это не профессия, это национальность».
_______________________
Александр Филиппович знает, что говорит, – вот уже 46 лет трудится он на дорогах своего родного Балахтинского района. Начинал мастером сразу после школы – решил пойти по стопам своего отца, Филиппа Никитича, возглавлявшего в Балахте производственно-дорожный участок.
В 1977 году, когда отец нынешнего директора Балахтинского ДРСУ вышел на пенсию, Александр Филиппович пришел в отрасль – чтобы остаться в ней на всю жизнь.
Первым начальником Александра Филипповича был Иннокентий Федотович Курасов – еще одна легенда дорожной отрасли. Сегодня всем, кто работает в ДРСУ, напоминает памятная доска, установленная на стене управления.
Через три года, в 1980-м, Александр Филиппович получил свой первый диплом – об окончании Красноярского автотранспортного техникума по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог». В 1987 году стал прорабом ПДУ-2406.
– В то время у нас Балахте было две дорожных организации – ДСУ-6, строившее опорную сеть, и ПДУ, которое ее обслуживало. ПДУ входило в состав Дивногорского ДРСУ – им руководил Сергей Филиппович Зяблов, человек, оставивший свой заметный след в дорожной истории края. И вот в 89-м году было принято решение объединить наше ПДУ-2406 с ДСУ. Помню, как первый секретарь райкома партии предложил мне возглавить новую организацию. Тогда уже Горбачев был, перестройка, время, когда все менялось. Еще мода была такая – руководителей не назначать, а выбирать. Первый секретарь пришел к нам на собрание и спросил у людей: «Кто за этого парня?» Все подняли руки…
Однако, вспоминает Сиротинин, начальник Красавтодора Петр Алексеевич Старовойтов этим выбором коллектива остался недоволен – с ним не согласовали!
– Помню, сижу я на совещании, и Петр Алексеевич мне выволочку устраивает. Хотел было возразить ему, но Сергей Зяблов меня за рукав тронул и шепнул: «Сиди. Терпение». Это был один из тех уроков Сергея Филипповича, которые я запомнил на всю жизнь. Он многому меня научил, очень талантливый руководитель.
Век живи – век учись
Практически вся трудовая биография Сиротинина связана с Балахтинским ДРСУ. Исключение составили лишь три года – с 1999-го по 2002-й, когда он был переведен в Красноярск – директором головного предприятия дорожной отрасли края ГПП «Красавтодор». Это было время взаимозачетов. С одной стороны, конечно, интересное, а вот с другой… Взаимозачеты существовали по всей стране, не только у дорожников. Чем только склады тогда у них не были забиты! Вместо денег за работу они получали товары, которые потом распределяли по предприятиям. Заказчики же так и норовили к каждому взаимозачету какой-нибудь неликвид «прицепить». Людям живые деньги нужны, детей кормить, в школу собирать – а они духи отгружают!
В той же Балахте даже специально магазин для реализации подобных товаров имелся – вырученные с продажи средства шли на зарплату сотрудникам и закупку материалов и ГСМ. Все пытались заработать, как только могли. Кто-то из дорожников открывал свой колбасный цех, кто-то заготавливал лес, а балахтинцы открыли стоматологический кабинет, парикмахерскую, начали сеять хлеб, для чего пришлось закупить комбайны. Именно в то время появилась в ДРСУ и своя столовая, которая работает и по сей день.
– Когда я пришел в Автодор, то там все было забито неликвидами, которые дорожникам и даром не нужны, – продолжает свой рассказ Александр Филиппович. – Надо было ситуацию расшивать, чем я и занялся. Сложно было, но я не жалею об этом времени – такую школу прошел, общение, взаимодействие с контролирующими органами и ветвями власти. Мало где такому еще научишься.
И еще несколько слов об учебе. В 2000 году Александр Филиппович получил уже второй диплом – на сей раз о высшем образовании. Окончил Красноярскую государственную архитектурно-строительную академию (сейчас она входит в состав СФУ) по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», квалификация – инженер-строитель. Впрочем, можно смело сказать, что Сиротинин до сих пор продолжает учиться – этого требуют не только современные технологии и материалы, но и ужесточившиеся требования к качеству строительства и содержания автодорог.