Вчера – мечта, сегодня – реальность
Заканчивается 2022 год, и в Красноярском крае подводят итоги реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Он реализуется в нашем регионе с 2017 года. Сначала в статусе приоритетного проекта, включив в себя автомобильные дороги Красноярской агломерации. Затем, с 2019 года, в статусе национального проекта – тогда масштаб кампании вырос с 38 регионов Российской Федерации до 83.
Львиная доля средств, которые предполагается потратить в нашем крае на реализацию проекта до 2024 года, пойдет на развитие региональной и местной дорожной сети – почти 38 млрд руб.
Последние пять лет отрасль динамично развивается. Это стало возможным благодаря не только системной краевой государственной политике по привлечению в регион дополнительного финансирования из федерального бюджета, но и тому, что в крае последние годы ведется большая работа по увеличению объема собственного бюджета. А значит, мы можем позволить себе вкладывать все больше собственных денег в развитие дорожной инфраструктуры. Например, если в 2017 году краевой бюджет смог выделить на эти цели чуть больше миллиарда рублей, то в нынешнем году – почти 7,5 млрд.
С 2017 по 2022 год в составе региональных маршрутов отремонтировано более 2 200 км автомобильных дорог. Из них более 1 400 км – в асфальтобетонном покрытии, и порядка 800 км – переходного типа, из щебеночно-песчаной смеси.
К концу этого года в рамках нацпроекта отремонтировано 70 объектов в 35 районах края. Это более 300 км на разных маршрутах регионального и межмуниципального значения. Финансирование ремонтных работ составило более 3,5 млрд рублей.
Жизнь меняется, дороги строятся
Дороги в России ругали всегда. И при коммунистах, и при капиталистах находились недовольные: не там строят и не так, строят мало, строят неправильно… Но я не помню, чтобы когда-нибудь в стране ремонтировалось и строилось столько дорог, сколько последние лет пятнадцать. Особенно в глубинке, в самых отдаленных уголках, где люди веками ездили по грязи или разбитым гравийкам.
Сегодня, даже вдали от федеральных трасс, не просто кладут асфальт, но и выполняют полный комплекс работ по обустройству: строят подъезды и примыкания, устанавливают ограждения, остановки общественного транспорта, делают освещение и разметку, устраивают тротуары и искусственные неровности, кладут водопропускные трубы. Один из примеров такого комплексного подхода – ремонт дорог в Минусинском районе в этом году.
Лет тридцать назад мы о подобном и мечтать не могли. Хорошо помню дорогу из Шарыпово в Ужур во времена раннего Горбачева. Подвеску на УАЗе оторвешь, пока доедешь. Мечтали хотя бы о грейдере, который пройдет и ямы заровняет. А сегодня между этими райцентрами хорошее асфальтовое покрытие.
В этом году между Ужуром и Ильинской шел ремонт участка с 73-го по 79-й км – дорожники все сделали красиво: укрепили обочины, отремонтировали водопропускную систему и проезжую часть, нанесли разметку.
Или посмотрите на трассу, которая ведет из Красноярска на юг, в Хакасию и Туву. Приятно ехать. И гостям показать не стыдно. Согласитесь, лет двадцать назад эта дорога выглядела совсем по-другому.
По историческим меркам вчера, в начале нынешнего века, на дороге из Маганска в Береть, особенно на участке через тайгу, можно было так встрять на внедорожнике, что без трактора не выберешься. Сегодня там вполне сносная гравийка, по которой можно проехать на любой машине. В этом сезоне в рамках нацпроекта было отремонтировано четыре километра дороги. В 2023-м планируется еще шесть.
Очень ждали люди ремонта дороги Сереуль – Степное – Глядень в Назаровском районе. Благодаря нацпроекту, в этом году привели в порядок три ее участка общей протяженностью 8 км: уложили асфальт, отсыпали и укрепили обочины, расчистили откосы от кустарников и мелколесья, отремонтировали 15 примыканий, оборудовали новые автобусные остановки и сделали тротуар.
В Енисейском районе завершился ремонт подъездной дороги к станции Абалаково. Собственно, это съезд с трассы Красноярск – Енисейск вблизи села Абалаково, который ведет к железнодорожной станции. Дорогой пользуются пассажиры электричек Лесосибирск – Ачинск, по ней возят грузы лесозаготовительные и горнодобывающие предприятия. Словом, очень важный участок. В прошлом сезоне здесь отремонтировали первые два километра. В этом – еще пять с половиной. Восстановили асфальт, привели в порядок остановки общественного транспорта, обустроили пешеходные переходы и новые дорожные знаки.
Таких примеров в нашем крае много. Жизнь меняется, и дороги – тоже. Безопасных и качественных все больше. Это радует.
Но претензий у людей еще много. И они обоснованы. Взять, например, дороги к нашим важнейшим добывающим территориям, откуда вывозятся лес и золото. Они не могут и не должны быть такими, как сегодня! По-прежнему в Богучаны, Кодинск и Северо-Енисейск ведут не дороги, а направления. И хотя специалисты стараются поддерживать в живом состоянии хотя бы то, что есть, вопрос пора решать радикально, разворачивать там большую стройку. Власть это, конечно, понимает. Планы сооружения этих дорог есть. И нацпроект пока не завершен.
Строительство и реконструкция