Опасны ли шумовые полосы?
Шумовые полосы известны в мире уже несколько десятков лет. И вроде бы её польза понятна от такого типа дорожной разметки — предупредить водителя о необходимости сконцентрировать внимание перед пешеходным переходом, опасным поворотом или же сигнализировать о случайном съезде в сторону обочины. Но есть водители, которые считают шумовую разметку злом. Почему они так думают, и действительно ли шумовые полосы безопасны — разберёмся с экспертами.
Скользкий тест
В конце мая этого года один из федеральных каналов показал сюжет, там проводили тест разметки. Смысл эксперимента сводился к тому, что на шумовых полосах разные автомобили увеличивали свой тормозной путь. Седан с ABS остановился на три метра дальше, чем при торможении на сухом асфальте, а машина без вспомогательной антиблокировочной системы вообще вылетела на пешеходный переход. На мокром асфальте показатели стали ещё хуже. Заявленная в ходе теста скорость составила 60 км/ч, а расстояние от разметки до «зебры» ― 17 метров. Получается шумовая разметка мешала обеспечить безопасность дорожного движения.
«Кроме того, разметка из гладкого пластика становится причиной потери управления мотоциклом при наезде на линии ведущим колесом, что увеличивает количество ДТП с участием мототранспорта. Возможно, это станет причиной замены шумовой разметки на другой способ предупреждения водителей. Например, на привычные лежачие полицейские. Либо приведёт к изменению технологии её изготовления», ― говорит руководитель прессслужбы ГК «Авто-СпецЦентр» Анна Уткина.
Многие наши коллеги подхватили эту тему, и новостные ленты даже, казалось бы, уважаемых изданий запестрели заголовками типа: «Шумовая разметка оказалась опасной». При этом специалисты отрасли отнеслись к эксперименту довольно скептически.
«Нас этот вопрос, конечно, заинтересовал, очень хотелось бы увидеть результаты тестов и понять, в каких условиях они проводились, ведь очень многое зависит от того, какой именно материал тестировался, осуществлялась ли посыпка микростеклошариками, каким в итоге был коэффициент сцепления», ― рассуждает директор ООО «Формула-К» Алексей Грязнов.
Он также отмечает, что в ГОСТе нет такого показателя, как скользкость разметки. Но при этом изначально термопластик имеет шероховатую, а не гладкую поверхность, и это обеспечивает отсутствие скольжения при наезде на него.
По словам экспертов, качественный термопластик содержит в своём составе разнофракционные минеральные наполнители и микростеклошарики. К тому же стеклянные микросферы обязательно распыляются на свеженанесённую разметку для повышения её световозвращающих характеристик.
Разметка, нанесённая таким материалом, становится шероховатой, функциональной и безопасной для всех участников дорожного движения. В видеоролике (доступен в YouTube) журналисты специально проводят ногой по шумовым полосам и выносят вердикт: «Скользкие». Напомним, дело было в мае.
«Как разметчики, мы хорошо знаем, что в составе термопластика обычно присутствуют специальные добавки, для того чтобы добиться антискидного, то есть противоскользящего эффекта. В материал добавляются абразивы повышенной крупности: кальциты, песок, мрамор. За счёт этого обеспечивается шероховатость разметки и повышается сцепление колеса с поверхностью дороги, что положительно влияет на безопасность», ― рассказывает директор ООО «БРИЗ-Центр» Евгений Петрюк.
То есть получается, что для теста журналисты федерального каналы выбрали место, где в качестве шумовой разметки нанесли холодный пластик? Или может термопластик, но с нарушением технологии? Объяснение журналисты выдали довольно простое.
Мол, при торможении на неровностях колесо в воздухе оказывается заблокированным раньше, нежели если бы оно находилось в сцеплении с дорожным покрытием. В момент «полёта» колеса ABS ослабляет сжатие колодок, и когда шина вновь оказывается на дороге, торможение становится слабым.
«Современные алгоритмы ABS, безусловно, учитывают такие ситуации. Тем не менее в своей практике мы наблюдали удлинение тормозного пути за счёт того, что колесо начинает подскакивать над поверхностью асфальта. Соответственно, ABS начинает работать по другим алгоритмам, и удлинение тормозного пути составляет от 15 до 25% для любого автомобиля», ― приводят в сюжете комментарий руководителя центра испытаний ФГУП «НАМИ» Дениса Загарина.
Получается, что тот, кто наносил разметку на дорогу, сделал это излишне толстым слоем пластика. Хотя в ГОСТ 33025-2014 указано, что шумовая полоса не является искусственной неровностью, и её высота над уровнем проезжей части должна составлять от 5 до 10 мм включительно.
Алексей Грязнов, директор ООО «Формула-К»: «В нашей компании есть своя научная лаборатория, в которой мы постоянно работаем над улучшением технических и технологических показателей материалов. Работаем и над совершенствованием рецептуры холодного пластика и термопластика для шумовой разметки, для этого типа нанесения. Добиваемся, чтобы материал максимально сохранял геометрию, чтобы структурные элементы не сливались и не растекались, а сохраняли свою форму.
И это лишь один из нюансов. Что касается изменений, которые, возможно, будут внедряться в шумовой разметке, то, если пофантазировать, есть вероятность, что где-то появится структурная музыкальная разметка. В некоторых странах проводили такие эксперименты: когда при наезде возникает не просто шум, но и простенькая мелодия из нескольких нот.
Но и в том виде, в каком она существует сейчас, шумовая разметка очень актуальна и отлично работает. Для уставшего или задремавшего на загородной трассе водителя резкий звук из-под колёс ― это сигнал, что машина выехала или на обочину, или на встречную полосу. В нашем крае такая разметка встречается не так часто, как хотелось бы, но там, где она нанесена, она себя оправдывает».
Инновации в помощь
Кроме того, на видео промелькивают кадры близко снятой шумовой разметки. Видно, что она изношена и в некоторых местах буквально отколота. Это результат зимнего содержания дорог.
Эксплуатационная нагрузка на дорожную разметку в зимней период действительно велика, говорят специалисты. Уборка наледи отвалом, воздействие реагентов и шипованных шин автомобилей. Добросовестные производители современных разметочных материалов используют высококачественные связующие, позволяющие повысить адгезионные свойства толстослойных пластиков.На долговечность нанесённой разметки из термо- или холодного пластиков влияют не только качество нанесения и уборочная техника. Жара, холод и переходы через 0 °С деформируют дорожное полотно (это физика, тут ничего не поделаешь). А вместе с асфальтобетоном испытывает нагрузки и разметка.
«При производстве каждой партии материала мы обязательно учитываем особенности климата той местности, где он будет нанесён, и практику содержания дорог. Например, для тёплых регионов, как правило, изготавливаем термопластик с достаточно высокой температурой размягчения, чтобы в жару разметка дольше сохраняла свои свойства. Казалось бы, для Сибири такой вариант тоже подходит, ведь летом дорожное покрытие здесь может нагреваться до 50-70 градусов.
Ради эксперимента мы протестировали этот материал. В итоге, когда термометр показывал -30-40 °С, термопластик стал хрупким и начал откалываться, поскольку не предназначен для использования при низких температурах. Поэтому для сибирских дорог мы нашли золотую середину и производим достаточно эластичный материал, сохраняющий свои свойства даже зимой», ― рассказывает Алексей Грязнов.
Исследования по улучшению свойств холодного и термопластика лаборатории производителей разметочных материалов ведут постоянно. Там разрабатывают и совершенствуют рецептуры материалов, тестируют новые сырьевые компоненты, позволяющие применять толстослойные разметочные материалы в разных эксплуатационных условиях, повышая период их функциональной долговечности.
«В 2019 году создан уникальный вид холодного пластика, который отвечает всем критериям действующих нормативных документов. Он состоит их двух компонентов, имеет нижний базовый слой с тонким основанием в 1-2 мм, а верхние тактильные полосы наделены противоскользящими свойствами. Именно этот вид пластика, запущенный в серийное производство, может стать одним из лидеров рынка материалов для дорожной разметки», ― приводит пример Анна Уткина.
В дорожной отрасли новшества для привлечения внимания водителей к опасным участкам дороги появляются постоянно, говорит Евгений Петрюк.
Кроме того, разработчики нормативной базы, производители дорожно-разметочного оборудования и материалов, подрядчики, выполняющие нанесение разметки, а также представители автомобильных сообществ ведут консолидированную работу по совершенствованию шумовой разметки.
Евгений Петрюк, директор ООО «БРИЗ-Центр»: «Шумовые полосы страдают от применения отвалов точно так же, как и любая другая разметка. Мы своей задачей видим использование термопластика и холодного пластика, адаптированных для конкретного климата.
Конечно, если снег очищается грейдером без специальных прорезиненных прокладок на отвалах, а также КДМ с металлическими щётками, порчи материала не избежать, но при соблюдении минимальных правил очистки покрытия при содержании дорог, термопластик для продольной шумовой разметки вполне себя оправдывает: служит весь положенный срок и даже дольше.
А вот для поперечной структурной разметки, которая создаёт шумовой эффект перед пешеходным переходом, нужны более стойкие материалы. На таких участках термопластик по долговечности уступает холодному пластику.
Снизить ущерб от чистки дорог помогают и способы нанесения. Если брать в качестве примера Красноярский край, то в Емельяновском районе на участке Красноярск-Элита шумовые элементы находятся справа и слева от осевой линии, то есть на одном уровне с ней. Это позволяет исключить срезание отвалами снегоуборочной техники профильных элементов шумовой разметки, но не снижает эффект для водителей».
Источник: журнал "Грейдер"
Дата публикации: 17.12.2020
Вернуться назад