Проблема высокого уровня аварийности на автомобильных дорогах мира
Одной из острейших социальных проблем в мире является проблема высокого уровня аварийности на автомобильных дорогах всех стран, постоянно растущее число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, значительный материальный ущерб от повреждений транспортных средств, порчи и утраты грузов, повреждений дорожных сооружений. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения становится глобальным вызовом для всего человечества.
По данным Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) ежегодно на дорогах всего мира погибает более 1,2 млн. чел. Это равнозначно катастрофе 8 авиалайнеров типа Ил-96 (или Boeing-747), вмещающих 350 пассажиров каждый, ежедневно.
Более 163 000 детей погибает ежегодно в мире и более 1,5 млн. детей получают ранения или увечья. Всё это дети в возрасте до 15 лет. Общее количество раненых в мире составляет 10-15 млн. в год. Это указывает на остроту проблемы и необходимость решительных действий всех организаций и лиц, от которых зависит решение данной проблемы.
Безопасность движения это и проблема здоровья населения. Последние исследования по глобальной значимости травматизма, выполненные Гарвардским университетом США по заданию Всемирной Организации Здравоохранения и Всемирного Банка, показали, что среди взрослого населения в возрасте 15-44 лет дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной смерти мужчин и пятой по счету причиной смерти женщин. Более того, эти же исследования показали, что к 2020 году дорожно-транспортные происшествия займут третье место в мире в ранге причин.
Первое дорожно-транспортное происшествие произошло в Лондоне в 1896г. С тех пор в дорожно-транспортных происшествиях во всех странах мира погибло количество человек, сопоставимое с жителями 35 городов, таких как Красноярск, или в 165-ти кратном размере погибших при атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.
С начала появления автомобилей в России и до настоящего времени в дорожно-транспортных происшествиях погибло количество людей, сопоставимых с количеством жителей в Новгородской, Мурманской и Калининградской областях вместе взятых. А ведь Россия только начинает привыкать к автомобилям. Одной из наибольших проблем в будущем станет растущая зависимость от автомобиля. Следует ожидать, что это приведет к серьезным проблемам безопасности дорожного движения уже в краткосрочной перспективе, если не будут предприняты эффективные меры.
По оценкам Всемирного Банка глобальные экономические потери в мире в результате дорожно-транспортных происшествий в пересчете на рубли составляют более 25 трлн. рублей в год. Для сопоставления значений стоит отметить, что официально принятый Государственной Думой проект бюджета РФ на 2015 год по его расходной части составляет 15,08 трлн.рублей.
Особо неблагоприятное положение сложилось в отношении числа пострадавших и тяжести последствий ДТП. Российская Федерация занимает второе место после США по числу погибших в ДТП и пятое место по числу раненых, причем наибольшее число наблюдается на внегородских дорогах.
Показатели тяжести последствий ДТП на внегородских участках дорог в 2 раза выше, что обусловлено значительной разницей в скоростях движения.
В сравнении с зарубежными странами дороги общего пользования Российской Федерации характеризуются высокими относительными показателями тяжести ДТП, которые в среднем в 2-3 раза выше, чем в европейских странах и в 7 раз выше, чем в США.
При этом особенно высокие значения рассматриваемого показателя тяжести ДТП за счет более высокой интенсивности и скорости движения при техническом состоянии, не отвечающей нормативным требованиям, наблюдаются на федеральных дорогах, где он составляет 15,6 погибших на каждые 100 км, т.е. более чем в 5 раз выше, чем средние значения для дорог общего пользования. То есть на каждые 6,4 км федеральных автодорог Красноярского края – 1 погибший и более 4 раненых. Причиной этому является присутствие на автодорогах значительного количества безответственных лиц, провоцирующих дорожно-транспортные происшествия.
Около 60% погибших это активная часть населения в возрасте от 16 до 40 лет. Трагичность ситуации заключается в том, что в ДТП попадает большое количество детей в возрасте от 7 до 14 лет. Ежегодно более 3 000 детей становятся инвалидами.
В высокомоторизованных странах смертность от дорожно-транспортных происшествий превышает смертность от различных инфекционных заболеваний.
Некоторое влияние на сокращение дорожно-транспортных происшествий оказывает социально-ориентированная реклама.
Учреждениям, ответственным за организацию и безопасность дорожного движения стоит усвоить, что каждая жизнь – бесценна, а ситуация в области обеспечения безопасности – не безысходна.
Таким образом, сравнительный анализ международной статистики аварийности по относительным показателям позволяет сделать вывод о крайне низком уровне безопасности дорожного движения в Российской Федерации.
Дорожная аварийность наносит значительный социально-экономический ущерб. Если воспользоваться принятыми методами расчета ущерба от ДТП, то только от происшествий с пострадавшими, входящих в официальную госстатотчетность в РФ, размер этого ущерба ежегодно превышает 500 млрд рублей, что сопоставимо с троекратным бюджетом Красноярского края.
Дорожное движение – сложная динамическая система взаимодействия транспортных и пешеходных потоков. Сложность управления дорожным движением заключается в необходимости обеспечения бесконфликтного существования всех участников дорожного движения в ограниченном пространстве.
Увеличение интенсивности, изменение структуры и скоростных режимов транспортных потоков, а также увеличение количества транспортных средств, предъявляет все более жесткие требования к средствам управления и организации дорожного движения, призванным обеспечить необходимый уровень эффективности и безопасности движения. Обеспечение такого уровня осуществляется методами управления и организации дорожного движения, которые включают научные, инженерные и организационные мероприятия, и может быть достигнуто при своевременном и полном информировании участников движения об изменениях условий движения, что в конечном итоге позволит водителям выбрать безопасный режим движения.
Движение должно быть организовано таким образом, чтобы водитель транспортного средства мог заранее предвидеть дорожную ситуацию. Большую роль в организации движения играют технические средства организации дорожного движения. При обследовании автодорог, необходимо на ранней стадии выявлять все недостатки в организации движения и превращать их в преимущества, тем самым, увеличив безопасность движения и уменьшив аварийность.
Дата публикации: 09.01.2017