"Отмывание денег": мифы и реальность

Есть такие места, где дорожное покрытие ремонтируют не то, что каждый год, а каждый месяц. В народе это называется «отмывание денег». А на самом деле что?

Главный враг наших дорог – это, конечно же, время! Была у историка Геродота знаменитая фраза «Все боится времени. Но время боится пирамид». Сколько человечество себя помнит – все это время были пирамиды. Наши дороги – это точно не египетские пирамиды. Они гораздо менее материалоемкие, поэтому ожидать от них того, что, будучи устроенными один раз, они прослужат 5 тысяч лет, не представляется возможным. Элементарная физика вопроса.

Сейчас массовые разрушения идут на тех автомобильных дорогах, которые в последний раз были отремонтированы 10-20 лет назад. Проблема годами нарастала как снежный ком, а мы, при этом, с каждым годом все меньше и меньше дорог ремонтировали. Разумеется, никто не говорит о том, что абсолютно все свежие автомобильные дороги выглядят идеально. Бракоделов достаточно! Но уровень разрушения на них не такой великий. Местами такие дороги уже больше похожи на разом взорванное минное поле. На этом фоне трассы, построенные 8 лет назад и имеющие какие-то отдельные дефекты, мы до сих пор воспринимаем как свежие... Если бы мы ремонтировали по 1000 километров в год, наши впечатления о том, что автомобильные дороги приходят в негодность после первого же дождя, не были бы такими.

Наши финансовые возможности не всегда позволяют проводить ремонтные работы в соответствии с рекомендуемыми межремонтными сроками. Поэтому, выходить из положения приходится с помощью ямочного ремонта. Приживутся ли эти «заплатки» - вопрос всегда очень острый. И вот как я вижу эту ситуацию.

Самые большие разрушения на наших автодорогах начинают появляться в марте, пик их приходится на апрель и май, и только в июне ситуация немного стабилизируется. Становится сухо, в погоде больше нет переходов через ноль. А массовая реакция людей на отвратительное состояние дорожной сети, которая, по сути своей, справедлива, начинается, едва сошел снег.

Теперь следует реакция власти. Ну, должны же они как-то отреагировать на общественное возмущение! При том, что до сезона ремонтных работ еще далеко…  В этой ситуации власть вынуждена реагировать суррогатами. Она понимает прекрасно, что укладывать горячие плотные мелкозернистые смеси в ямы, которые наполнены водой – нельзя. И не только потому, что смысла в этом никакого не будет, но и потому, что следующая общественная реакция на их действия будет такая же, как и первая – идет отмывание денег!

Тогда власти и дорожники прибегают к альтернативным способам ремонта. И что они только не делают! И холодные смеси добавляют в эти ямы, чтобы по дороге хотя бы можно было проехать. И инфракрасными горелками пользуются, чтобы хоть как-то просушить дорожное покрытие и заплатка простояла хотя бы один месяц!

Эти эксперименты бывают относительно удачными. Тогда о них просто никто не вспоминает, ведь это перестает быть проблемой и больше не попадает в зону общественного внимания. Бывают не совсем удачными, когда срок службы подобного ремонта составляет несколько месяцев, а потом надо выполнять качественный летний ремонт. А бывают совершенно неудачными, когда срок службы подобного ямочного ремонта составляет несколько дней.

Этот «волчий угол», в котором находятся линейные дорожные службы города, толкает людей на действия, которые многим кажется похожим на отмывание денег. Однако, если

кто-то ожидал, что в этот не самый благоприятный для данных работ период, удастся провести ремонт асфальтобетонного покрытия дороги и у он будет долговечен, ну простите меня… Таких технологий нет и быть не может!!!

Все должны понимать, что работы по устранению ям холодным асфальтобетоном, который превращается в горячий путем инфракрасного прогрева – это всего лишь забота о сиюминутной безопасности дорожного движения.

В итоге, что мы имеем? Сначала  негативная реакция на то, что огромное количество ям на дорогах, потом негативная реакция на то, что ямы пытаются ликвидировать неправильными способами. Потом придет лето, начнутся работы по ремонту этих же участков горячим асфальтобетоном и наверняка найдется масса критиков, которые скажут: «Смотрите! Столько раз зимой ремонтировали и опять начинают! Отмывают деньги, не иначе!»  

Ситуация такой катастрофы с дорогами у нас еще и потому, что в развитых странах, такого состояния покрытия, которое у нас сейчас почти повсеместно – там просто  не допускают. В российских же условиях нехватки денег, времени и погоды мы вынуждены сначала довести ситуацию до крайности, а когда она приобретает масштаб трагедии начать ее героически ликвидировать.

Многие пользователи рассуждают так: «Надо прийти и сделать так, чтоб уж раз и навсегда! Сделал и забыл!». В дорожной отрасли так не бывает. У нас должен быть девиз такой: «Сделал и помни!» Ведь чтобы дорожное покрытие всегда имело одинаковые характеристики, ты должен прийти на объект через тот срок, который является нормативным для ремонта, и заново привести дорогу в порядок.

Большинство дорог, которые мы отремонтировали в прошлом году, сейчас выглядят неплохо, и свои 5-7 лет – классическое время межремонтных сроков – чаще всего они прекрасно переживают.

Я специально не ссылался на климат в своих разговорах, хотя он тоже добавляет перца  нашим дорогам. Давайте говорить откровенно: абсолютно все страны, в которых серьезно развиты дорожные сети, на свое счастье находятся в гораздо более приличных климатических условиях. Но мы не будем этим оправдываться! Есть страны, где дорожные сети гораздо крепче наших, и находятся они в схожих климатических условиях. Причиной тому является как раз должное или необходимое для хороших дорог финансирование. В отличие от России!  

Спасут ли наши дороги новые технологии?

Понятием «новая технология» невозможно заменить ту материалоемкость, которая должна вкладываться в дорогу. Нет никаких волшебных технологий, которые бы смогли заменить скальное основание дороги на гораздо более дешевый материал, например, суглинок.

Само понятие «новая технология», безусловно, присутствует в дорожном строительстве, но оно, прежде всего, связано с методологией производства работ, оптимизацией отдельных технологических процедур и операций, повышением скорости их выполнения. Но основой дорожного строительства всегда были и остаются классические подходы к строительству дорог.

Если мы говорим, например, о классической немецкой автодороге, то основой для нее являются качественные дорожно-строительные материалы, которые используются для того, чтобы обеспечить устойчивость дороги не только сию минуту, но и в далекой перспективе. И когда мы убеждаем себя в том, что причиной наших проблем является недостаточно серьезное внимание, которое мы уделяем новым технологиям, мы просто задаем своему сознанию неправильный вектор. Каждый должен зарубить себе на носу: сделать из ничего качественную дорогу нельзя! Ни одного позитивного примера в мире, когда бы «новые технологии» заменили классику жанра - нет. И тот, кто утверждает обратное - не знает специфики дорожного строительства.

Дата публикации: 19.07.2017

 

Вернуться назад