Развитие агломерационных процессов

В 2016 году правительством Российской федерации было принято решение о том, что одной из задач, которая будет находиться на повестке дня, по меньшей мере, до 2025 года, является развитие крупных населенных пунктов. Причем, не в существующих границах, а с учетом перспектив их дальнейшего развития.

Задача не стандартная для РФ,  решать ее будут согласно принципиально важному документу, который называется «Стратегия развития транспортной системы Российской Федерации до 2030 года». Задача, связанная с развитием транспортной инфраструктуры агломерационных образований хорошо вписывается в эту транспортную стратегию потому, что она является первой попыткой реально переориентировать экономику страны с полностью сырьевого способа развития, на тот, который, так или иначе, связан с инновационными процессами.

Мы прекрасно понимаем, что серьезные достижения в области инновационного развития страны, появятся там, где кадровый потенциал наиболее развит –  с точки зрения его концентрации, уровня образования и готовности решать новые высокотехнологичные задачи. Поэтому было решено сделать крупные города, которые всеми этим характеристиками обладают, инвестиционно привлекательными.

Изменить жизнь людей в крупной агломерации задача достаточно сложная. Красноярская агломерация, равно как и другие, которые попали в федеральный проект "Безопасные и качественные дороги" - это города, население которых превышает 500 тысяч человек. Вместе с  пригородной зоной получается более миллиона. А это уже устоявшиеся транспортные, инфраструктурные, экологические системы, и наладить их сбалансированную работу, когда они уже существуют – это задача не менее сложная, чем построить, к примеру, автомобильную дорогу там, где ее не было. И нам предстоит принять серьезные решения, какие именно элементы красноярской агломерации должны быть отремонтированы, реконструированы, построены заново.  

Как сейчас выглядят наши представления о том, что нужно сделать в агломерации, чтобы качество жизни в ней повысилось? Как использовать транспортные системы для решения наиболее сильных инновационных задач? Прежде всего, надо понимать, что дороги, которые будут ремонтироваться и строиться – имущественно принадлежат к 2 комплексам. Первый – это улицы Красноярска, а второй – это автомобильные дороги Красноярского края, которые находятся в ближайшем пригороде. Наша цель сделать так, чтобы мероприятия по ремонту, строительству и реконструкции городских улиц и дорог в агломерации, были системно объединены. А сверхзадача у нас - максимально увеличить размеры города Красноярска. Если не в административном, то в транспортном смысле.

Улицы Красноярска должны быть органичным продолжением дорог, которые ведут к населенному пункту. Какие обычно используют методы, чтобы оценить эффективность мероприятий, когда речь идет о таких комплексных проектах? Есть такое понятие «получасовая доступность». Оно означает следующее: как далеко от центра города сможет уехать обычный водитель на легковом транспортном средстве в сторону пригорода по всем направлениям. Считается, что чем дальше, тем более эффективно работает агломерация. На первом этапе пусть это будет 15 километров от Красноярска. В дальнейшем мы ставим планку 35.

Есть второй критерий, который ставит обратную задачу перед теми, кто переделывает структуру автомобильных дорог Красноярска и пригорода – сколько времени понадобится человеку, который находится на расстоянии 100 километров от Красноярска по всем основным направлениям, чтобы попасть в центр города. Сейчас это время у нас составляет более часа и нам необходимо его уменьшить. Стоит задача увеличить транспортные границы города и вовлечь в эффективный экономический оборот людей, которые находятся за пределами Красноярска, то есть, привлечь людей, которые раньше не могли работать в Красноярске потому, что они просто не успевали до него добираться.

Кроме этого, развивая подобным образом транспортную инфраструктуру агломерации, мы даем людям возможность жить не только в административных границах города, но и за его пределами. Ведь если человека устраивает транспортная доступность - он начинает обустраиваться. К примеру, строить дом в пригородных коттеджных поселках. А это уже инвестиции в агломерацию. Так «закручивается» экономика.

Сделать так, чтобы люди стали эффективными инвесторами – это еще одна задача проекта «Безопасные и качественные дороги». С одной стороны, мы развиваем инновационные процессы внутри города, с другой – развивая строительную индустрию за его пределами, формируя новые населенные пункты, мы развиваем и существующие, повышаем в них  качество жизни и т.д.

Однако ни в коем случае не надо думать, что сейчас идет распределение средств именно на этом направлении, в ущерб другим. Просто я так внимательно сейчас освятил суть программы по развитию агломерационных процессов потому, что она совсем свежая. Сейчас этот проект где только не обсуждается: в Правительстве, в СМИ, в блогах… А учитывая, что все мероприятия, которые планируется реализовать в рамках данной программы будут касаться практически всех красноярцев, то, чем больше жителей окажется «в теме», тем более выверенные решения мы сможем получить. Это тоже очень важно. Мы приглашаем всех, кто заинтересован в том, чтобы программа «Безопасные и качественные дороги», направленная на развитее агломерации сработала в интересах людей, со своими идеями обращаться в Управление автомобильных дорог, городскую администрацию и  Федеральное управление автодорог «Байкал». Чем  больше мнений мы узнаем относительно того, какие из автомобильных дорог края и улиц города позволят решить задачу по расширению транспортной инфраструктуры Красноярска до максимально большого размера, тем более качественный продукт мы получим. 

Вернуться назад