Зимнее содержание автомобильных дорог

Совсем недавно отгремели фанфары нашего главного отраслевого праздника. В этом году День работника дорожного хозяйства пришелся на 16 октября. В это время абсолютно все коллективы дорожных организаций подводят итоги дорожно-строительного сезона. Все заслуженно гордятся тем, что они сделали. Однако расслабиться дорожникам не удастся. В Восточной Сибири, в той дорожно-климатической зоне, где мы живем, уже с середины октября начинается один из самых сложных этапов дорожной деятельности – зимнее содержание автомобильных дорог. 

Сезон, который в Красноярском крае считается зимой – не календарной, а климатической, - составляет около 6 месяцев. И, именно в это время, необходимо осуществлять работу, которая не носит характер какого-то аврала, а является будничной и повседневной. Однако, важность этой задачи может быть проиллюстрирована таким примером: если нет возможности построить новую дорогу – мы будем пользоваться старой, если не проводить ремонтов – эксплуатация дорог все равно возможна, пусть и в полуаварийном режиме… Да, мы будем терпеть неудобства, но мгновенной общественной реакции на эту ситуацию не будет. А вот невыполнение регламентных работ по борьбе со снегом может привести к полному транспортному коллапсу в течение нескольких часов. 3 дня без дорожной техники в зимний период обернутся остановкой экономики края. 

Именно в выполнении круглосуточных работ по содержанию автомобильных дорог зимой проявляется характер дорожника, его умение правильно организовать работу. Ведь ее невозможно выполнить в авральном режиме, невозможно сдать досрочно или просрочить. Это та работа, которую необходимо делать строго по графику. От того, насколько хорошо будут организованы наши дорожные службы, будет зависеть то, насколько удачно сложится зима у всего Красноярского края.
Еще более сложная и еще более определяющая работа по содержанию автомобильных дорог осуществляется в северных районах Красноярского края, которые отрезаны от центральной части очень крупными реками. В их числе и Енисей, и колоссальная река Ангара, и реки чуть меньшего размера, но тоже очень своенравные - это и Бирюса, и Тасеева. Наша задача сделать так, чтобы Север как можно скорее вновь стал «частью» Красноярского края, после того, как на реках начнется ледостав.

Сейчас мы находимся в ситуации, которую Красноярский край очень тяжело переживает каждый год: использовать паромы уже невозможно, потому, что идет шуга и образуются забереги, снимаются понтонные переправы, так как велик риск их повредить, а наладить ледовые переправы мы пока не можем.

Надо сказать, что устройство ледовых переправ является сложной инженерной задачей. Это не просто поставить флажки вдоль того места, где будут двигаться автомобили! Это, в первую очередь, необходимость повысить толщину льда до тех параметров, которые позволят безопасно пропустить транспорт. 

Для жителей северных районов края период межсезонья привычен, но есть и те, кто переживает его как стресс. Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю делает все, чтобы хоть как-то смягчить период между паромными и ледовыми переправами. В рамках работ по содержанию, на реках, которые еще не покрылись льдом организовано движение судов на воздушной подушке. Это возможность не оставлять людей отрезанными от мира и наша задача сделать так, чтобы это время разрыва связи не превышало одних суток. Как только закончила работать паромная переправа, мы уже везем туда «Хиус». Как только схватился первый лед – дорожники начинают заливать ледовые переправы. Так они пытаются обогнать время, используют различные приспособления и механизмы, для того, чтобы период по формированию льда был не временем, которое определяют капризы погоды. 

Не менее сложной проблемой является обеспечение транспортного сообщения с теми районами Красноярского края, где нет возможности перемещаться по автомобильным дорогам. Это процесс формирования зимников. Это колоссальная работа в экстремальных условиях! Дорожники проходят специальными механизированными отрядами, для того, чтобы оставить после себя полосу уплотненного снега, пригодного для движения транспортных средств. И то, насколько они будут организованы, насколько правильно они построят свою работу, зависит то, насколько быстро люди, которые находятся в селениях, оторванных от мира, получат достаточно уверенную транспортную связь. 

Несмотря на все усилия дорожников, эксплуатация автодорог в зимнее время продолжает оставаться серьезной проблемой. Существенно возрастают потенциальные опасности! Все прекрасно понимают, что избавить дороги от скользкости мгновенно невозможно. Эта работа не осуществляется в момент снегопада! С дороги сначала надо убрать сугробы, а уже потом подсыпать их. Все прекрасно понимают, что движение по ледовым переправам – это всегда потенциальная опасность, ведь мы двигаемся по относительно тонкому слою наливного льда. Все прекрасно понимают, что, несмотря на то, что между Енисейском, Бором и Верхнеимбацком есть зимник, – считать этот участок дороги абсолютно безопасным для использования любым видом транспорта нельзя. При использовании зимней (сезонной) автомобильной дороги необходимо следовать всем рекомендациям, которые дает Управление автомобильных дорог и дорожные службы. Никаких легковых машин с передним приводом, никаких одиночных поездок! Движение по зимним дорогам осуществляется в колоннах и на средствах повышенной проходимости. Все прекрасно понимают, что движение по ледовой переправе, которое многим бы хотелось начать как можно раньше, должно сопровождаться всеми мерами безопасности. Необходимо исключить стихийное создание ледовых переправ, которые, не будучи специально подготовленным и обследованными, таковыми считаться не могут. Человек, который едет по замерзшей реке, должен отдавать себе отчет, что он очень рискует. Люди, которые выезжают на дорогу зимой, должны быть максимально внимательными и демонстрировать навыки вождения! Все остальное является абсолютно необоснованным, ничем не объяснимым повышением риска поездки. К сожалению, регулярно эти риски заканчиваются неприятностями для водителя. А иногда и трагедиями…

Эта информация не для того, чтобы нагнать страха. Мы проживаем в Восточной Сибири и те месяцы зимы, в которых мы находимся каждый год, для нас стали нормой жизни. И здесь очень важно помнить, что все те меры предосторожности, о которых упоминалось выше, обеспечат людям и сохранность их жизни, здоровье и имущество. Дорожники Красноярского края, которые занимаются содержанием региональных автодорог, все делают для того, чтобы все эти возможные риски минимизировать. 

Современная техника и средства связи, которые появились в арсенале дорожников за последние 15 лет, серьезно облегчили им жизнь. Еще совсем недавно единственным способом связи с территориями, удаленными от центра Красноярского края, был телефонный протокол со стационарных телефонов, расположенных на дорожных участках или в поселках рядом с дорогой. Теперь же мы имеем возможность не только в режиме реального времени узнать, как складывается ситуация на дорогах, но и с определенной долей вероятности понять, что нас ждет и, исходя из этого, принимать необходимые решения. Это стало возможно благодаря пунктам видеонаблюдения, которые появились у нас на основных дорогах края. 

Следить за состоянием дорог могут не только специалисты Управления автомобильных дорог, которое является заказчиком работ по содержанию, но и подрядные организации, которые эти работы выполняют, а также все пользователи на официальном сайте КрУДор.

Но видеокамеры – это лишь способ наблюдения за ситуацией. Будущее же мы связываем с грамотным, четким и верным прогнозом о ситуации на дорогах. И здесь нам на помощь приходят дорожные метеостанции. Часть датчиков вмонтированы в дорожное покрытие. И, оценивая текущее состояние покрытия, мы можем достаточно четко спрогнозировать ситуацию, которая ожидает эту дорогу через какое-то время. Не всегда, наверное, как нам бы хотелось, удается среагировать на возникновение экстренных дорожных ситуаций, но именно понимание того, чего стоит ожидать позволяет максимально уменьшить время реакции. Более того, наши дорожные метеостанции снабжены достаточно мощными программными комплексами, которые, исходя из динамики развития ситуации, не просто могут сообщить диспетчеру, что ждет дорогу, но и выдать так называемые рекомендации. 

Все знают, что такой материал как соль ускоряет процесс плавления льда. И это можно делать даже при отрицательных температурах. Именно грамотно сделанный с помощью ЭВМ прогноз позволяет нашим дорожникам определить дозировки, рассыпаемого по поверхности дороги материала – количество соли, или реагента, как мы ее называем, количество песка, который является инертным материалом для повышения сцепления и т.д. Мы сейчас стремимся к тому, чтобы абсолютно все дороги были оборудованы метеостанциями. Пока же они установлены только на магистральных направлениях. Когда же все дороги Красноярского края будут обеспечены таким прогнозами, которые делает не человек, исходя из своего личного опыта, а машина, исходя из обработанного опыта десятилетий наблюдений за автомобильными дорогами, мы будем иметь еще более надежную систему управления качеством покрытия в зимнее время. 

В умах большинства пользователей дорог прочно закрепился миф, что автомобильная дорога должна быть посыпана противогололедными материалами от и до. Однако, логика работы дорожника при проведении таких работ в другом! Для примера: я выехал на дорогу, пошел снег, образовался снего-ледяной накат и, стало скользко. Идеальная картинка в воображении человека выглядит примерно так: тут же на дороге появились специалисты дорожных служб и в одну секунду убрали снег, обработали покрытие песко-соляной смесью… Можно сколько угодно говорить: «Я проехал 15 километров и ни одного дорожника не увидел». Количество дорожных машин, которые сегодня работают на территории края и работают, надо сказать, в суровых условиях, колеблется от 300 до 500 единиц, а в экстренных случаях, доходит до 1000 автомобилей. Это означает, что даже когда происходит самая неприятная погодная ситуация, и, учитывая, что совокупное количество автомобильных дорог на территории Красноярского края составляет порядка 40 тысяч – на одну машину придется от 40 до 100 километров автомобильных дорог. Понятное дело, что произвести обработку дорожного покрытия в одну секунду невозможно. Поэтому, для того, чтобы снять напряжение, минимизировать возможность создания заторовых ситуаций, выбраны определенные форматы очередности. 

Учитывая, что в машине запас песко-соляной смеси ограничен, дорожники, пройдя по своему маршруту, прежде всего должны обработать те места, которые потенциально являются наиболее опасными. Это достаточно крутые повороты, а также подъемы и спуски. Но если мы, используя технику, которая занимается посыпкой, пойдем фронтом и начнем посыпать все подряд, то ситуация будет такая: мы обработаем первые 10 километров из 100, которые закреплены за машиной, а на остальных образуем заторы из-за того, что значительное количество машин не смогли подняться в горку. Уже после этого, в чуть менее пожарном порядке, дорожники обрабатывают все остальные зоны.

Хотелось бы еще обратить внимание на такой момент: некоторые автомобильные дороги у нас скоро будут содержаться так, как они содержатся, например, в Финляндии. А там, значительная часть дорог находится в так называемом уплотненном снеговом покрове. Это не в чистом виде лед, он насечен специальным образом, чтобы быть шершавым, это лед, который обрабатывается песчаным материалом, но это и не асфальтобетон! Коэффициент сцепления колеса с дорогой другой. И я еще раз обращаю внимание на то, что уравнять качество покрытия зимой и летом нам не удастся. Чтобы мы не делали, как бы не выкручивались дорожники, нам все равно придется уяснить, что уровень ответственности за свою безопасность на автодорогах в зимний период существенно возрастает.

Вернуться назад