Мультипликативный эффект дорожной отрасли

Специалисты управления автомобильных дорог по Красноярскому краю, в силу своих обязанностей, постоянно оценивают влияние автодорог на экономику региона, районов, муниципалитетов и на социальную составляющую. Иногда мы впадаем в крайность, пытаемся оценить уровень этого влияния весьма точно. Мы оперируем математическими, а иногда и алгебраическими формулами для того, чтобы понять, насколько важна для экономики нашего края какая-то из автомобильных дорог. Или впадаем в другую крайность и рассуждаем об огромной социальной роли отдельно взятой  автодороги, которая позволит удовлетворить запросы жителей…  Эти разговоры, зачастую, понятны только специалистам и не имеют ничего общего с проблемами реальных людей.

На днях я побывал с рабочей поездкой в Большемуртинском районе, где в беседе с главой района Валерием Владимировичем Вернером мы затронули тему мультипликативного эффекта дорожной отрасли - как он влияет на микроэкономику и на социум.

Мы заговорили о довольно крупном инвестиционном проекте края, который реализовывался на протяжении последних нескольких лет – это АО «Свинокомплекс «Красноярский». Расположен он возле Большой Мурты рядом с автомобильной дорогой Большая Мурта – Юксеево.  Начали мы с того, что дорожники были огорчены теми результатами, которые свинокомплекс произвел на сеть автомобильных дорог района. Большое количество зданий различной животноводческой направленности потребовали завоза на строительные площадки огромного количества материалов. Везли тяжелые грузы отовсюду – со стороны Красноярска, Енисейска… Следствием этого строительства стало то, что нам начали поступать жалобы на автодорогу, которая, конечно же, изначально не была автобаном, но выглядела довольно опрятной и позволяла исполнять свою функцию по транспортному сообщению. В позапрошлом году она стала практически не проезжей.

Сейчас строительство свинокомплекса закончилось. Ситуация с дорогой стабилизировалась, престали появляться новые разрушения и мы приступили к ее восстановлению. Ремонтные работы идут второй год и, я думаю, что мы достаточно быстро приведем ее, как говорили в царские времена, в первобытное состояние. В то состояние, в котором она была до момента начала этого грандиозного строительства.

Наш разговор с главой района зашел о связке инвестиционный проект – автомобильная дорога – люди. По его словам, тот самый мультипликативный эффект, о котором мы говорим как о неком научном понятии, уже сейчас очевиден.

Речь вот о чем: когда началось строительство свинокомплекса, в районе, безусловно, рассчитывали на то, что тот инвестиционный заряд, который «выстрелит» у них под боком, приведет к тому, что экономика оживет, но никаких гарантий не было. Плюсы начали проявляться постепенно.

Большая Мурта и близлежащие населенные пункты стали главным поставщиком кадров на вновь открывшееся производство. Вследствие чего, заработало автотранспортное предприятие, которое сейчас каждый день собирает по округе до 200 человек и привозит на работу. Дальше - больше. Люди начали получать деньги, очень приличные, даже по красноярским меркам. По словам Валерия Вернера, а я думаю, он, как глава района, ответственно заявляет, что люди, работая на свинокомплексе, наконец-то почувствовали себя полноправными членами общества, свободно вздохнули и стали менять свою жизнь. И здесь Валерий Владимирович обратил мое внимание на новый виток положительных изменений – люди перестали считать каждую копейку и начали что-то покупать. При этом отметив, что эти приобретения в первую очередь были связаны с покупкой садово-огородной техники, сельскохозяйственного инвентаря для того, чтобы посвятить свое свободное время работе на приусадебном участке. Люди уже могут себе позволить купить триммер или мотокультиватор. А раз так – начинают работать торговые точки. И глава района с удовлетворением отметил, что количество магазинов и ассортимент в них растет. А вслед за этим появляются и новые рабочие места.

Получив возможность зарабатывать и тратить деньги, жители района начали приводить в порядок свои дома. И с удовлетворением г-н Вернер обращает внимание на то, что работа появляется у специалистов строительных бригад, которых люди нанимают для ремонта, для замены окон, постройки бани, перекрытия крыши и т.д.  Так началась третья волна положительного эффекта влияния свинокомплекса на социальную обстановку в Большемуртинском районе. Он подчеркивает, что это происходит не только в районном центре, но и в других населенных пунктах.

Наверное, одного свинокомплекса на такой большой район не достаточно, чтобы жизнь закипела. Но уже видно, что пара «новое производство» + «дороги» - сработала! Если бы новое предприятие находилось в зоне полного отсутствия автомобильных дорог, то жизнь людей, которые находятся рядом – не изменилась бы. А сейчас… Появляется свинокомплекс – имеются дороги – люди этими дорогами пользуются для того, чтобы добраться на работу, где зарабатывают деньги – возрастающая потребительская способность начинает двигать микроэкономику в их родных селах – экономика рождает новые деньги. Все это замыкается в кольцо и становиться «вечным двигателем». Мы понимаем, что в физическом смысле perpetuum mobile отсутствует, однако, в экономике района, где есть населенные пункты, люди, инвестиции и дороги – эта экономика сама себя воспроизводит.

И если, относительно крупных инвестиционных проектов роль дорог вычисляется изменением размера налогооблагаемой базы, изменением интенсивности финансовых потоков, то здесь все куда более осязаемо. В разговоре с главой района я в очередной раз понял, что труд дорожников не является напрасным. Без дорог этот маховик никогда не раскрутится.

Сейчас мы в самом начале большого пути. Чтобы мобильность населения позволила включить новые населенные пункты в зону экономического тяготения нам еще очень многое нужно сделать. Но судя по тому, что сейчас происходит в Большемуртинском районе – это работа благодарная. И эффект от этих дорожных мероприятий не отнесен куда-то в далекое будущее. Он здесь и сейчас. Эффект не в том, что стали ровными дороги, а в том, что стали иначе жить люди. В том, что человек, смог использовать автомобильную дорогу, принципиально поменять свою жизнь и запустить двигатель экономического движения.

Дата публикации: 15.06.2016

 

Вернуться назад